Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Сосед, плохой сосед или враг?

Польша между историей и геополитикой

© коллаж ИноСМИКак повлияет на отношения Польши и России трагедия под Смоленском
Как повлияет на отношения Польши и России трагедия под Смоленском
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
10 апреля 2010 года – это не только трагическая дата новейшей политической истории, но и вообще одна из важнейших дат во всей истории Польши. Национальная катастрофа под Смоленском будет, как и все исторические события, оцениваться по-разному, но, несомненно, дата эта - переломная. Безотносительно того произошла ли смерть президента и элиты Польской Республики в результате покушения россиян или каких-то иных причин, это событие в любом случае было переломным.

10 апреля 2010 года – это не только трагическая дата новейшей политической истории, но и вообще одна из важнейших дат во всей истории Польши. Национальная катастрофа под Смоленском будет, как и все исторические события, оцениваться по-разному, но, несомненно, дата эта - переломная. Безотносительно того произошла ли смерть президента и элиты Польской Республики в результате покушения россиян или каких-то иных причин, это событие в любом случае было переломным. Хоть оно и не повернуло бег истории, оно изменило польскую политическую ситуацию.

Значительным изменениям подверглась польская политика в отношении России, что произошло из-за резкой смены власти в Польше. После 10 апреля 2010 года было заявлено о политике примирения с русскими, отсылающей к худшим традициям соглашательства, выбора меньшего из зол и даже Тарговицы («Тарговицкая конфедерация» 1792 года – символ предательства государственных интересов – прим. пер.). Утверждать так позволяет анализ действий и публичных высказываний премьера Дональда Туска, пресс-секретаря правительства Павла Грася (Paweł Graś) и публикации Gazeta Wyborcza за прошедший год.

Последствия произошедшей под Смоленском катастрофы заставляют нас заново сформулировать представление о России. Является ли Россия Путина (как нам бы хотелось) нашим соседом или же плохим соседом и даже врагом? История наших отношений с Москвой показывает, что никогда, абсолютно никогда, Россия не была для Польши хорошим, но только всегда плохим соседом либо неприкрытым врагом! Как описать неоимперскую путинскую Россию, как описать российское следствие по расследованию катастрофы, в том числе отчет пресловутой МАК? Не является ли актом прямой враждебности в отношении Польши удерживание обломков польского самолета? Это продолжается уже целый год, и для нынешних властителей Кремля хорош каждый предлог, чтобы не только не вернуть польскую собственность, каковой являются обломки, но чтобы захватить фрагмент территории Польской Республики. Именно так: борт этого самолета в соответствии с международным правом – это маленькая, но, тем не менее, часть территории польского государства. То, что россияне сделали в Смоленске с этим самолетом, это новый захват Польши!

Жандарм Европы, красная империя, самая большая тюрьма мира, архипелаг Гулаг – такими названиями удостаивали Россию за последние 200 лет. Великие польские писатели называли это преступное государство «другим миром» и «бесчеловечной землей», а ярче всего описал Россию поэт-пророк Юлиуш Словацкий (Juliusz Słowacki): «эта земля - труп». Советскую и коммунистическую Россию великий американский президент Рональд Рейган назвал «империей зла». В то же самое время святой отец Иоанн Павел II назвал русский коммунизм «идеологией зла». Это совпадение не было случайным! Россия – злой сосед – всегда представляла для нас угрозу. Царская ли, советская ли, она всегда была империей и всегда несла угрозу существованию нашего государства. Ложь вместо правды – не только в отношении Катыни и Смоленска – это дурная российская традиция.

Лауреат Нобелевской премии мира, бывший госсекретарь США профессор Генри Киссинджер, давая характеристику России периода системной трансформации конца XX века, сделал знаменательное замечание на тему традиции империи: «Русский национализм, в конце концов, перевесит либерализм, став цементом, которым коммунизм быть уже не может. Тогда Запад лицом к лицу столкнется с автократическим государством, простирающимся на двух континентах и обладающим 30 тысячами атомных бомб. Утопическое представление Горбачева и Ельцина, будто они сами могут повернуть ход шестисотлетней истории России, останется лишь иллюзией».

Польши, самого западного соседа России, приведенные слова касаются больше, чем любого другого государства, и не только потому, что именно на Польшу из Калининградской области (находящейся всего в нескольких сотнях километров от Варшавы) нацелены российские ядерные боеголовки. Даже без балласта коммунизма и революционно-большевистской идеологии с исторической и политической точки зрения невозможным кажется существование российского государства с демократическими структурами, не представляющего угрозы для других стран и народов. Неоимперская политика России Путина, некогда высокопоставленного сотрудника КГБ, а после премьера, президента и вновь премьера в Кремле, является как раз такой угрозой для Европы, и в первую очередь для Польши. Путин, возвращающий империи ее мощь, особо позаботился об ее преступных коммунистических символах: красные звезды на кремлевских башнях, монументальная могила диктатора-палача Сталина в самом престижном месте Москвы, советский государственный гимн, мавзолей Ленина, памятники Дзержинскому. Миллионы россиян по примеру своего президента и премьер-министра Путина воздают почести этим символам преступлений. Одно это свидетельствует о том, что власть и российское общество уже фактически не только принимают это кошмарное коммунистическое прошлое, но даже идентифицируют себя с ним. Это касается и геноцида над польскими офицерами в Катыни.

Россия не является нормальным демократическим государством XX века. Возможны ли нормальные отношения с такой страной? Некоторые европейские страны, а в особенности Франция, Италия, Германия, Испания, а также Греция и Бельгия, пытаются оказывать давление на Польшу и заставить ее установить «нормальные» отношения с Россией. Однако именно Польша должна попытаться изменить политику ЕС в отношении России, а не уступать промосковским ожиданиям, согласно которым поляки должны договориться с россиянами. В действительности договариваться с Москвой означает уступать ее имперским притязаниям. Следует писать правду, а если что полемику в защиту России и так опубликует Gazeta Wyborcza, которая несмотря на все произошедшие перемены продолжает выходить с красным логотипом рядом с названием на первой странице. В течение почти 300 (!) лет Польша находилась под владычеством Кремля. Поэтому исторический опыт требует никогда не игнорировать силу России, даже тогда когда другие называют ее колосом на глиняных ногах или бумажным тигром. Поэтому Польше и в XXI  веке следует сохранять предельную осторожность в отношении кремлевской политики. Этого требует память о жертвах, которые понесло наше отечество, о тех, кто трагически погиб под Смоленском 10 апреля 2010 года.