Из-за пресс-конференции подавшего в отставку министра обороны Польши мы прервали Рафала Понятовского. Мы говорили о взгляде России на польский доклад, о комментариях и сообщениях в российских СМИ и о первой реакции МАК. Подробности - у Рафала Понятовского.
РАФАЛ ПОНЯТОВСКИЙ, корреспондент TVN24: Буквально несколько минут назад появилось заявление Межгосударственного авиационного комитета, которое было опубликовано на их сайте в Интернете. Комитет не пригласил телевидение, хотя неофициально говорилось, что такая возможность не исключена. Но - нет. И что мы читаем? Здесь я воспользуюсь Интернетом. Из заявления мы видим, что существенная часть доклада комиссии Миллера соответствует отчету МАК.
Но в конце текста отмечается, что есть пункты, которые в МАК не поняли. Речь идет о том, что, по мнению комиссии Миллера, экипаж не хотел сажать самолет в Смоленске и лишь пытался совершить так называемый пробный заход. Россиянам также не понятно, как присутствие генерала Бласика в кабине не могло не вынудить пилотов вести самолет на посадку. Этого в МАК не понимают.
Далее мы читаем, что после анализа польского доклада специалистами должны появиться другие комментарии. Я напомню, что это - более 300 страниц. В Польше его перевели на русский. Также у доклада есть пять приложений. Российские СМИ не комментируют презентацию доклада, прошедшую в Варшаве. Но встречаются описания, которые отчасти можно назвать комментариями.
ТИТР: «НТВ: Непосредственной причиной катастрофы, по мнению комиссии, стали ошибки экипажа, принимавшего решения под давлением высокопоставленных пассажиров».
ТИТР: «ИТАР-ТАСС: Самолет был полностью исправен до момента столкновения с землей, но уровень подготовки экипажа угрожал безопасности пассажиров. Решение о посадке экипаж принял самостоятельно, без давления со стороны российских диспетчеров».
РАФАЛ ПОНЯТОВСКИЙ: Газета «Комсомольская правда» на своем сайте пишет: «Поляки утверждают, что их президента убил российский диспетчер». Подобные заголовки есть и в «Коммерсанте». Но «Московский комсомолец» уже использует более мягкую формулировку и затрагивает вопрос о том, что происходило с самолетом на его борту, а также на аэродроме. Аналогичным образом пишут и российские информационные агентства.
ТИТР: «Газета.RU: Польша обвинила российских диспетчеров в том, что они передавали неверные указания пилотам Ту-154М. По мнению польской стороны, система освещения аэродрома находилась в неудовлетворительном состоянии, а сам аэродром не отвечал нормам безопасности. Версия МАК о том, что на экипаж оказывалось давление, отвергнута».
ТИТР: «Комсомольская правда»: По мнению авторов доклада, за крушение самолета отвечают обе стороны: польская и российская. Доклад содержит обвинения против смоленского диспетчера, который, как считает комиссия, отдавал экипажу неверные команды».
ТИТР: «NEWSru: Доклад суров и честен. Ответственность за катастрофу авторы польского документа возложили как на экипаж самолета, так и на группу управления полетами аэродрома «Северный».
РАФАЛ ПОНЯТОВСКИЙ: Исключением стала российская Gazeta.ru, которая передает из Варшавы только то, что говорилось о самолете и его экипаже. Ни слова о происходившем в кабине, о том, что сказано в докладе Миллера по поводу аэродрома и диспетчера. Мы ожидаем дальнейших комментариев. Возможно, они появятся в вечерних выпусках телевизионных новостей.
Перевод выполнен ИноТВ.