На прошлой неделе в Варшаве состоялось одно из важнейших событий председательства Польши в Европейском Союзе - саммит «Восточного партнерства», инициативы, разработанной польскими и шведскими дипломатами для того, чтобы приблизить к ЕС шесть государств - Белоруссию, Украину, Молдавию, Грузию, Азербайджан и Армению.
«"Восточное партнерство" – это, фактически, немецкая концепция, которую четыре года назад внесли только для отвода глаз Польша и Швеция», - довольно неожиданно заявил вчера представитель партии «Право и справедливость» (PiS) Витольд Ващиковский (Witold Waszczykowski). Кандидат в депутаты от PiS, бывший замминистра иностранных дел и экс-заместитель главы Бюро национальной безопасности представлял свою партию на организованном в Фонде им. Батория круглом столе на тему восточной политики в программах ведущих польских политических партий.
На этом заявлении политик не остановился. По мнению Ващиковского, польское руководство поддерживает Молдавию в рамках «Партнерства» только для того, чтобы обслуживать интересы Берлина, который заинтересован в разрешении приднестровского конфликта без участия США. Он также заявил, что прошедший в Варшаве саммит обернулся полным фиаско и ни на миллиметр не приблизил государства, входящие в программу, к Европе, а отмена виз для постсоветской шестерки – цель нереальная, и поэтому нет смысла вообще заниматься этой темой.
Когда представители других партий – «Гражданской платформы» (PO), «Польской народной партии» (PSL), «Союза демократических левых сил» (SLD), партии «Польша важнее всего» (PJN) и «Движения Паликота» (Ruch Palikota) – попробовали возразить, Ващиковский заявил, что они выстраивают фундамент для новой коалиции. «Нам следует изменить каноны польской внешней политики. Польша должна принимать реальное участие в формировании политики НАТО и ЕС. Поэтому мы не являемся сторонниками программы "Восточное партнерство"», - сказал он.
Напомню, что свои симпатии к этому проекту не скрывал покойный президент Лех Качиньский (Lech Kaczyński), а восточная политика, за исключением отношений с Россией, была в его время одной из немногих сфер, в которых партии PiS и PO могли договориться между собой. Опрос Фонда им. Батория показал, что эти времена ушли в прошлое.
«Восточная политика занимает в программах польских партий не слишком много места», - констатирует эксперт фонда, подготовивший опрос. Больше всего внимания иностранным делам и восточной политике уделяет SLD. «Мы стремимся к укреплению стабильности и интеграции на восток от наших границ, так, чтобы у нас был Запад на западе и Запад на востоке», - можно прочесть в программе партии. Левые выступают за систему поощрений для стран «Партнерства» в целях их сближения с Европой, одним из которых должно стать как раз безвизовое перемещение. SLD также поддерживает идею создания по образцу «Веймарского треугольника» - «Калининградского», в рамках которого Польша выстраивала бы сотрудничество с Германией и Россией.
«Гражданская платформа» хочет сохранить позицию Польши как основного союзника Украины на европейской арене, углублять евродиалог с Россией и оказывать поддержку демократическим трансформациям в Белоруссии. Но в первую очередь – усиливать «флагманский проект правительства» - «Восточное партнерство», которое партия считает основным инструментом европейской и польской восточной политики.
«Польская народная партия» в довольно общих фразах говорит о формировании доверия и интенсивных контактов как со странами «Партнерства», так и с Россией, а также о применении давления на Белоруссию и поддержке белорусской оппозиции. Также PSL выступает за заключение соглашений об ассоциации с как можно большим числом стран «Партнерства».
В свою очередь, «Движение Паликота» ставит, прежде всего, на экономическое сотрудничество и развитие польского экспорта в Россию и другие страны бывшего СССР. Партия «Польша важнее всего» высказывается за перспективу членства в ЕС для наиболее развитых государств на Востоке, т.е. Молдавии и Украины, а также за развитие «Восточного партнерства» и рациональный диалог с Россией.
«Право и справедливость» было единственной партией, которая не заполнила анкету Фонда им. Батория. Витольд Ващиковский объяснил, что вопросы он получил слишком поздно. Однако из программных документов PiS видно, что партия делает упор на энергетическую безопасность, т.е. на весьма сдержанные отношения с Россией и надежды, связанные с южным Кавказом. Партия высказывается в пользу членства Грузии в НАТО и поддержки евроатлантических устремлений Украины.
«В целом взгляды польских партий на восточную политику можно сравнить со стаканом, который или наполовину пуст, или наполовину полон», - считает публицистка Богумила Бердыховска (Bogumiła Berdychowska). «Оптимист скажет, что велики сходства, а пессимист обратит внимание на расхождения, которые могут затруднить достижение консенсуса в этой сфере, если после воскресных выборов будет создана новая коалиция», - говорит она.
«В программах польских партий нет идей, что может сделать Польша, чтобы приблизить странам "Партнерства" европейскую перспективу. Государства средиземноморского бассейна сближаются с ЕС в основном благодаря Франции», ее инвестициям, стипендиям. Мы должны задуматься, что мы, как государство, можем сделать для Востока», - полагает эксперт организации Demos Europa Адам Бальцер (Adam Balcer).
Представители всех пяти партий за исключением PiS поддержали идею создания крупных связанных с партиями государственных фондов по аналогичному немецкому образцу, которые будут заниматься активным продвижением Польши за границей и реализацией задач польской внешней политики на Востоке.