Польская прокуратура собрала наконец доказательства, которые позволили предъявить обвинения по делу о выдаче разрешения на создание в Польше тайного центра, в котором ЦРУ держало своих заключенных, подозреваемых в терроризме.
По нашей информации, польская сторона не знала, что делали американцы со своими пленниками. Поляки не имели доступа к центру, т.к. отдали его в полное распоряжение иностранной спецслужбе. Они не знали, что там применяются запрещенные в цивилизованных странах пытки, и что там удерживаются в т.ч. невиновные люди.
Это разрешение и это неведение ставятся теперь в вину политикам, которые находились в тот момент у власти. Не слишком ли они доверились своим союзникам? Хотели ли они внести свой вклад в победу в войне, которую терроризм объявил нашему миру? Решили ли они, что цель оправдывает средства?
Они, без всякого сомнения, действовали под давлением той угрозы, которую почувствовал мир после атак Аль-Каиды на Америку. Каждая западная страна могла стать очередным объектом нападения. Они руководствовались государственными интересами в том виде, как они тогда их понимали.
«Не стоит высокомерно осуждать тогдашние власти», - писали мы в Gazeta Wyborcza в мае прошлого года. «Рухнули башни ВТЦ, погибли тысячи невинных людей. Польша вошла в антитеррористическую коалицию. В тот момент, когда союзник настаивал, сложно было поступить иначе».
Однако в верности действий властей есть большие сомнения. Нехорошо, что они дали согласие на выведение тайного центра ЦРУ из-под польского контроля, это может трактоваться как нарушение конституции.
Соединенные Штаты не применяют пытки на собственной территории, будучи демократическим правовым государством, они пользовались услугами других стран, соглашавшихся на роль экстерриториальных «черных дыр». А статус «черной дыры» не только противоречит нашим законам, но и задевает репутацию Польши.
В нашей демократической стране, являющейся членом Европейского союза, публичные власти не должны попустительствовать пыткам. С другой стороны, сейчас, с перспективы прошедшего времени и информации о методах, которые использовали американцы в отношении своих пленников, легко требовать осудить тех, кому 10 лет назад пришлось принимать решение о сотрудничестве с ЦРУ. Сейчас они ответят за это перед законом. Но суд должен учесть, в каких сложных условиях им пришлось действовать.