Бывший руководитель крупнейшей в России нефтяной компании Михаил Ходорковский бросил перчатку Владимиру Путину – человеку, который, как считают многие, лично отдал приказ о его аресте.
Сидя за решеткой, этот олигарх, который когда-то был самым богатым в России человеком, бросил вызов российскому премьеру, призвав его ответить в суде на ряд вопросов, которые он в эксклюзивном порядке предоставил Independent. Адвокаты Ходорковского, находящегося в заключении с момента своего ареста в 2003 году и последовавшего затем приговора по обвинению в мошенничестве, намереваются вызвать бывшего президента, который до сих пор считается самым влиятельным в России человеком, в суд в качестве свидетеля, когда в рамках нового процесса над экс-главой "ЮКОСа" начнет задавать свои вопросы защита.
Отбывающий тюремный срок бизнесмен утверждает, что в версии обвинения полно нестыковок и противоречий. Он призывает Путина дать разъяснения по поводу его действий и заявлений в отношении нефтяной компании "Роснефть", которая стала самой крупной в России после падения Ходорковского.
"Ваши обвинители утверждают, что я руководил "ЮКОСом" не как официальный председатель, а как лидер организованной преступной группировки, - пишет Ходорковский, обращаясь напрямую к Путину, - как вы считаете, с кем вы говорили, обсуждая со мной проблемы "ЮКОСа"?"
После ареста и заключения Ходорковского "Роснефть" выкупила основные активы "ЮКОСа" на аукционе, организованном государством. Председателем совета директоров "Роснефти" является свой человек в Кремле и близкий соратник Путина Игорь Сечин. "Почему происходит так, что "Роснефть" за каждую добытую тонну платит ровно столько же, а у ваших налоговых органов нет к ней никаких претензий?" – спрашивает Ходорковский российского премьера.
В 2005 году Ходорковского приговорили к девяти годам лишения свободы. Позднее этот срок уменьшили до восьми лет. Отбывает он его в далекой сибирской тюрьме в шести часовых поясах от Москвы. Однако год назад олигарха привезли в столицу на суд, где ему предъявили новые обвинения в хищениях и мошенничестве. Если вина его будет доказана, Ходорковский может получить еще лет двадцать.
В письменных ответах на вопросы, заданные ему газетой Independent через адвокатов, Ходорковский размышляет о либеральных заявлениях назначенного преемника Путина Дмитрия Медведева и о собственном душевном состоянии, учитывая тот факт, что он вполне может провести остаток жизни за решеткой.
Почти каждый день Ходорковского и проходящего вместе с ним по делу Платона Лебедева возят из печально известной тюрьмы "Матросская тишина" в суд в центре Москвы, где проходят заседания. Небольшая группа его сторонников, либеральных журналистов и доброжелателей, каждый день приходящая в суд, часто начинает хихикать, когда обвинители оказываются в затруднительном положении, пытаясь разобраться в кипах судебных документов.
Ходорковский и Лебедев активно участвуют в судебном процессе, сидя в стеклянной клетке, получившей название "аквариум". Они передают через небольшое окно документы своим адвокатам и часто сами задают вопросы свидетелям обвинения.
Прошел почти год, и защита полагает, что обвинение вот-вот закончит изложение своих аргументов. Она надеется, что через две недели начнет вызывать в зал заседаний собственных свидетелей.
Став в 2008 году президентом, Медведев часто ведет себя совсем не так, как его предшественник. Он открыто говорит о масштабах коррупции в России, выражая стремление положить конец "правовому нигилизму" в стране.
Но многие аналитики заявляют, что Медведев вместе с Путиным просто ведет игру под названием "хороший полицейский, плохой полицейский", и что несмотря на немногочисленные косметические изменения, его слова мало что значат. Есть предположения о том, что он греет президентское кресло в ожидании возвращения на этот пост Путина в 2012 году. Весьма сомнительно, что он сможет отдать распоряжение об освобождении Ходорковского – даже если захочет.
По словам Ходорковского, он верит в искренность Медведева с его либеральными настроениями. "Насколько я понимаю, у Медведева есть сильное и искреннее желание изменить наиболее одиозные проявления нынешней политической системы – коррупцию, неэффективную систему соблюдения законности и судопроизводства, - пишет из тюрьмы олигарх, - но вполне резонно предположить, что действия президента приведут его к определенному рубежу, после которого конкретные перемены будут невозможны без модернизации всей политической системы в целом. И конечно, это большой вопрос – сможет ли Медведев осуществить такую модернизацию".
Даже некоторые лояльные обычно государственные деятели открыто осуждают второй набор обвинений против Ходорковского, называя их нелепыми. Но в последние месяцы, когда Путину задают вопросы о Ходорковском, он становится еще более агрессивным. В ходе недавней поездки во Францию российский премьер-министр сравнил его с Аль Капоне, а во время телевизионного разговора с нацией он обвинил Ходорковского в организации целого ряда убийств, в отношении которых никто не предъявлял ему обвинения.
Существует широко распространенное мнение, что проблемы у Ходорковского начались, когда он отказался выполнять неписаный договор между Кремлем и олигархами, заключенный вскоре после прихода Путина в Кремль в 2000 году. Немногочисленной клике олигархов, сказочно обогатившихся в 90-е годы, якобы позволили сохранить свое состояние, не задавая никаких вопросов; но при этом они не должны были вмешиваться в политику. Недавно были опубликованы мемуары бывшего руководителя ВР лорда Брауна, которые проливают свет на дуэль между Ходорковским и Путиным. Браун утверждает, что когда он пригласил главу "ЮКОСа" на ланч в свой дом в Кембридже незадолго до его ареста, олигарх рассказал ему о том, "как можно избирать людей в Думу, как он может сделать так, чтобы нефтяные компании не платили большие налоги, и что у него под контролем находится большое количество влиятельных людей". Позднее, пишет лорд Браун, Путин сказал ему по поводу Ходорковского: " Я с этим человеком наелся больше грязи, чем это возможно".
После прихода Медведева в Кремль появились слухи о том, что обсуждалась сделка, по которой Ходорковского должны были освободить в обмен на то, что он покинет Россию или будет держаться в стороне от политики. Однако бывший олигарх в интервью Independent решительно опровергает такие слухи. "Мне никогда не предлагали никаких сделок, ни во время первого процесса, ни в настоящее время", - пишет он.
"Я прекрасно понимаю, что есть несколько чиновников, которые инициировали второй суд, и которые хотят, чтобы я остался за решеткой навсегда. Но что бы ни случилось, я намерен отстаивать свои позиции и свою невиновность. Во-первых, я не думаю, что исход этого дела предопределен заранее. А во-вторых, я не хочу давать кому бы то ни было возможность думать, будто я в чем-то виновен. Поэтому я намерен доказать свою невиновность обстоятельно и всесторонне, чтобы ни у кого не оставалось сомнений".
Но этого вряд ли будет достаточно для оправдания Ходорковского. По словам политолога Дмитрия Орешкина, эта система и Путин действуют в соответствии со "сталинской, бандитской логикой", и освобождение Ходорковского будет считаться проявлением слабости, а не сострадания. Есть также опасение, что Ходорковский может стать номинальным лидером оппозиции. Мало кто из россиян сочувствует олигархам, так как, по их мнению, они разворовывали ресурсы страны в неспокойные 90-е, когда миллионы людей едва сводили концы с концами, живя за чертой бедности. Но благодаря тюремному сроку у Ходорковского появились моральные права, которых нет у других бизнесменов.
Видимо, это одна из причин, по которой мало кто из аналитиков верит в реальность шансов на его оправдание. А это значит, что Ходорковскому грозит многолетнее, если не пожизненное заключение. "Конечно, как любой нормальный человек, я не испытывают от этого большого удовольствия. Я хочу жить на свободе, вместе со своей семьей, хочу помогать своей стране, - заявил Ходорковский в интервью, отвечая на вопрос о том, готов ли он психологически провести еще двадцать лет за решеткой, - но в любом случае, я не намерен отчаиваться и оставлять надежду".
Защита Ходорковского: вопросы к премьер-министру
По словам Ходорковского, он хочет задать российскому премьеру следующие вопросы:
- Ваши обвинители утверждают, что я руководил "ЮКОСом" не как официальный председатель, а как лидер организованной преступной группировки. Как вы считаете, с кем вы говорили, обсуждая со мной проблемы "ЮКОСа"?
- Ваши обвинители заявляют, что я с 1998 по 2003 год воровал добываемую "ЮКОСом" нефть. Когда вы в 2003 году лично поздравляли "ЮКОС" с крупными успехами в коммерческой и общественной деятельности, вы это имели в виду?
- Когда вы в феврале 2003 года объявили на всю страну, что у "ЮКОСа" нет проблем с налоговыми органами, и что все урегулировано, о каких налогах вы говорили, если ваши обвинители заявляют, что вся нефть была украдена?
- Ваши обвинители заявляют, что я крал нефть "ЮКОСа". Но в то же время ваши представители в Страсбурге ["ЮКОС" подал иск в Европейский суд по правам человека] говорят, что "ЮКОС" продавал нефть, выплачивая недостаточно налогов. Кто лжет? Почему происходит так, что "Роснефть" за каждую добытую тонну платит ровно столько же, а у ваших налоговых органов нет к ней никаких претензий?