Чеченский террорист Доку Умаров, взявший на себя ответственность за организацию двух террористических актов, совершённых в минувший понедельник в московском метро, стал главным врагом Кремля. Так называемый Кавказский эмират, радикальный религиозный проект, создания которого усиленно добивается Умаров, может стать для России ещё большей угрозой, чем чеченский сепаратизм, считают эксперты. Дважды осуждённый за убийство Умаров, был участник боевых действий во время первой чеченской войны и дослужился до звания бригадного генерала.
Идея Кавказского эмирата, пришедшая на смену борьбе за независимость Ичкерии (так сепаратисты называют Чечню), ставит российские власти в гораздо более затруднительное положение, считает Григорий Шведов, главный редактор Интернет-издания "Кавказский узел", освещающего кавказскую проблематику. Сепаратисты пытались решить чисто территориальную задачу и создать государство с определёнными характеристиками, противопоставив его государству, возникшему на развалинах СССР. В свою очередь, «сторонники эмирата борются за идеологию и готовы за неё умереть», не выдвигая требований и не вступая ни в какие переговоры, что создаёт «чудовищную и тупиковую ситуацию», считает эксперт.
Умаров, провозгласивший себя лидером чеченских сепаратистов в 2006 году после смерти Абдул-Халима Садулаева, преемника избранного президента Чечни Аслана Масхадова, объявил о создании Кавказского эмирата в октябре 2007 года.
В феврале 2006 года Садулаев объявил, что стремится к объединению всего Северного Кавказа в единое исламское государство. Кавказский эмират является продолжением этого проекта, против которого выступает часть чеченских сепаратистов. Умарову приписывают похищение сотрудников прокуратуры Чеченской Республики в 2002 году, взрывы зданий УФСБ по Ингушетии в г. Манасе, а также нападение на Ингушетию в 2004 году и захват заложников в средней школе Беслана (Северная Осетия) в 2004 году. Умаров, чеченец по национальности, строитель по специальности, в восьмидесятых годах был осуждён за убийство по неосторожности. В начале девяностых был объявлен в федеральный розыск по обвинению в преднамеренном убийстве. Принимал активное участие в боевых действиях во время первой чеченской войны и дослужился до звания бригадного генерала.
В 1997 году Аслан Масхадов, в то время признаваемый Кремлём, назначил его секретарём Совета Безопасности Ичкерии. Одновременно Умаров возглавлял штаб по координации борьбы с преступностью. Однако уже в 1998 году Масхадов снял его со всех постов - за причастность к преступным действиям, включая похищение людей с целью выкупа.
В 2000 году, во время второй чеченской кампании Умаров был тяжело ранен. Несколько раз федеральные войска сообщали о его уничтожении. С целью поимки Умарова ряд его родственников, включая отца, жену и одного из детей, по распоряжению Рамзана Кадырова были доставлены в его личную тюрьму. После этого Умаров пригрозил расширить географию терактов на другие регионы России. Провозгласив себя эмиром Кавказа, Умаров объявил также священную войну Великобритании, Израилю и США. В декабре 2009 года взял на себя ответственность за подрыв поезда «Невский Экспресс».
В видеообращении, распространённом в апреле 2009 года, Умаров сообщил о возрождении отряда смертников " «Рияд-Ас-салихин», созданного в 2002 году. В мае 2009 года, менее чем через месяц после отмены режима контртеррористической операции в Чечне, смертник взорвал себя в здании МВД в Грозном. После этого инцидента режим Кадырова начал кампанию по уничтожению боевиков, которая продолжается и по сей день.
Григорий Шведов считает, что отмена режима контртеррористической операции и последующая передача полномочий местным органам власти развязала руки Кадырову, действующему «средневековыми методами». На Кавказе существуют два подхода к решению проблемы: выразителем первого, основанного на уничтожении, является Рамзан Кадыров; за второй, более гибкий и многоплановый, включающий в себя также диалог с обществом, выступает президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров. Шведов полагает, что определённые круги в Кремле отдают себе отчёт в том, что ставка исключительно на жёсткие методы не даст ожидаемого результата. Следствием этого понимания стало назначение Александра Хлопонина полномочным представителем президента в Северо-Кавказском федеральном округе и проведение там встреч с группами населения, высказывающими недовольство действиями местных властей.
В ходе этих встреч, отмечает Шведов, местные жители рассказывают о тех притеснениях, которым они подвергаются со стороны местных руководителей. Всё это происходит в присутствии последних, а также специально приехавших представителей из Москвы. «Созревает идея о том, что, возможно, стоит наладить диалог с обществом, внутри которого десятки тысяч человек потенциально поддерживают священную войну и, хотя и не оказывают напрямую помощи боевикам, про себя радуются, когда убивают представителей власти», указывает эксперт.
Шведов признаёт, что теракты, подобные тем, что были совершены на этой неделе, ставят под угрозу более продуманный подход к борьбе с терроризмом, за который выступают определённые силы в российском руководстве.
В четверг президент РФ Дмитрий А. Медведев совершил неожиданную поездку в столицу Дагестана Махачкале, где в среду произошёл очередной теракт с участием смертника. Там он провёл экстренное внеплановое совещание с руководством республик Северного Кавказа и территориальных подразделений силовых ведомств. Глава государства высказался за усиление органов правопорядка и безопасности, а также позиций местных руководителей. Используя выражения, которые не очень сообразуются с его юридическим образованием, равно как и с действующим законодательством, российский президент заявил, что «надо наносить острые кинжальные удары по террористам, уничтожать их и их пристанище», а также оказывать помощь тем, кто решил порвать с бандитами. «Открутили головы наиболее одиозным бандитам, но, видимо, этого мало», подчеркнул он.
В четверг в дагестанском селении Хасавюрт при взрыве автомобиля погибли два человека, сообщают местные власти.