В секретном документе министерства иностранных дел, который благодаря утечке информации появился в российской прессе, раскрываются планы полной перестройки внешней политики России и ее целей. В документе внешняя политика страны впрягается в упряжку модернизационной программы Дмитрия Медведева, а ее цели приравниваются к целям долгосрочного развития России. Но в документе также обнаруживается глубокая привязанность к Европе, мощная подозрительность по отношению к Китаю, и раскрываются агрессивные планы экспансии "России Инкорпорейтед".
Похоже, российское министерство иностранных дел разработало совершенно новую внешнеполитическую доктрину, в которой область внешней политики явно подчинена российской программе модернизации. А это означает деньги, технологии и более тесные отношения с теми странами, которые могут все это предоставить - главным образом, с Соединенными Штатами и Евросоюзом. "Главными средствами обеспечения российских интересов в быстро меняющемся мире являются последовательная и эффективная реализация модернизационной повестки дня, обеспечение равноправной вовлеченности России в процессы принятия ключевых международных решений, укрепление в этих целях взаимодействия с нашими единомышленниками и партнерами", - написал Сергей Лавров в письме на имя президента Дмитрия Медведева, которое прилагается к документу по внешней политике, опубликованному 11 мая в Russian Newsweek.
Очевидно, утечка информации была преднамеренной. "Программа эффективного использования на системной основе внешнеполитических факторов в целях долгосрочного развития Российской Федерации" – это не тот документ, который можно случайно найти в мусорных баках рядом с окурками Сергея Лаврова позади здания российского МИД на Смоленской площади. Но непонятно, кто именно организовал эту утечку, и почему. Как отмечает Дмитрий Тренин из Московского центра Карнеги, та разоружающая откровенность, с которой в документе излагаются российские интересы в целом ряде стран, говорит о его подлинности, а также о том, что для всеобщего обозрения такой документ не предназначен. "Если мы посмотрим на то, как в нем говорится о Китае, то увидим определенную озабоченность, от которой воздерживаются "официальные" российские документы, - отмечает Тренин, - если бы я был китайским аналитиком, это дало бы мне, скажем так, пищу для размышления".
Речь идет о параграфе, в котором говорится: "Уделить особое внимание отслеживанию возрастающей роли Китая в международных делах, в том числе под углом последствий активности Пекина для наших глобальных и региональных интересов. При этом исходить из принципиальной важности закрепления Китая на позициях совместных действий с Россией … (где в современных условиях наша поддержка часто становится китайцам нужнее, чем их нам)".
В этом содержание документа резко контрастирует с оценками Европы, в которых авторы отдают приоритет приобретению банковских, финансовых и промышленных активов, интеграции в образовании, бизнесе и области права (включая заимствование элементов законодательной базы ЕС), а также привлечению европейских инвестиций и квалифицированных работников для подъема российской экономики. Авторы говорят даже о введении безвизового режима. Это можно воспринимать едва ли не как решительный ответ на вековой вопрос о том, где находится Россия – в Европе или в Азии.
Но картина в документе далеко не полная. Есть значительные упущения – в списке потенциальных европейских союзников упоминаются Британия и Польша, способные сыграть важную роль в налаживании отношений и в инвестициях, но ничего не говорится об Узбекистане в разделе по Средней Азии – хотя здравый смысл говорит о том, что у России там есть очень важные интересы. Все это дает основания полагать, что документ, полученный Newsweek, "это лишь черновик", считает Тренин.
Документ включает пространную преамбулу, в которой излагаются весьма знакомые стратегические цели и задачи (создание новой архитектуры европейской безопасности это тот любимый конек, который не обойден в документе вниманием). За ней следует подробное перечисление интересов и целей по регионам. А там формулировки очень разные – от подтверждения очень расплывчатых принципов ("сотрудничество в борьбе с терроризмом") до конкретных целей (скажем, слияние российской и украинской авиастроительных компаний для производства определенных моделей авиалайнеров, вертолетов и реактивных двигателей).
Новый принцип – что у России не должно быть ни друзей, ни врагов, а только интересы – это непроницаемая банальность. Но он означает готовность к компромиссам по некоторым вопросам для реализации долгосрочных стратегических целей.
Зоркие обозреватели уже заметили это. Россия недавно предприняла ряд шагов, идущих вразрез с ее давно уже установившейся ортодоксальностью во внешней политике. Москва приветствовала новое временное правительство, пришедшее к власти в Киргизии после жесткого восстания, свергнувшего предыдущий режим. Это явное нарушение священного в прошлом принципа противодействия революциям на постсоветском пространстве. Именно по этой причине так разгневался белорусский президент Александр Лукашенко.
Как сообщает Newsweek, одним из первых примеров такого прагматизма в действии стало из ряда вон выходящее изменение позиции России по вопросу массового расстрела польских офицеров в Катыни во время Второй мировой войны. История этого вопроса такова. Говорят, из российского посольства в Варшаве пришла телеграмма, в которой отмечалось, что решение катынской проблемы поможет убедить поляков прекратить противодействие сотрудничеству между Россией и Евросоюзом. Вняв этому совету, премьер-министр Владимир Путин якобы приказал внести изменения в политику – вопреки желаниям министерства иностранных дел. Похоже, что уловка сработала, и враг буквально за считанные недели превратился в друга.
Итак, появилась новая политика. Но почему?
Основа всего этого чисто финансовая. Как сообщает Newsweek – и как написано в письме Лаврова Медведеву, опубликованном на вебсайте этого журнала - новый документ является результатом президентского требования о разработке такой внешней политики, которая служила бы его долговременной цели модернизации страны – в технологическом, социальном, и что самое важное, в экономическом плане.
Стремлением Медведева и его союзников отучить Россию от ее традиционной зависимости от сырьевого экспорта, в первую очередь, экспорта нефти и газа, движет беспокойство. Эта цель составляет "сердцевину" модернизационного проекта, продвигаемого Медведевым; а введение в эту смесь ингредиента внешней политики говорит об исчезновении той самоуспокоенности, которая была характерна для благополучного предкризисного периода, когда постоянного роста нефтяных цен было вполне достаточно для финансирования амбициозных социальных программ, а также масштабных планов строительства дорог и инфраструктуры. На самом деле, документ этот настолько заостряет внимание на деловых связях, что "читается он как отражение точки зрения "России Инкорпорейтед"", говорит Тренин.
Таким образом, приковывающий к себе внимание призыв авторов документа к "партнерству" с Соединенными Штатами и Евросоюзом основан на потребностях в технологиях и инвестициях, которые не могут обеспечить России ее друзья из развивающихся стран, таких как Венесуэла, или собратья по БРИК Китай, Индия и Бразилия.
В отношении стран ближнего зарубежья авторы программы призывают воспользоваться преимуществами "резкого падения их инвестиционной привлекательности для стран ЕС и серьезного удешевления национальных активов", и приобретать активы в государствах Прибалтики, покупать нефтяные и газовые предприятия на Украине и в Белоруссии, а также объединять российские и украинские авиастроительные компании. В документе также говорится о необходимости привлечения инвестиций из самых разных стран, включая Австралию, Объединенные Арабские Эмираты и Японию.
А если вдруг у Запада появятся сомнения по поводу предоставления новых знаний и технологий Москве, можно воспользоваться и другой тактикой. В документе есть весьма многозначительный абзац, в котором его авторы заявляют, что Армению надо использовать для приобретения технологий "у западных партнеров" с их последующей передачей России.