Внезапным увольнением на этой неделе политического тяжеловеса, московского мэра Лужкова, президент Дмитрий Медведев заявил о своей независимости от своего старого учителя, Владимира Путина; а заодно стало понятно, что предвыборная борьба за кресло президента, судьба которого будет решаться в 2012 году, уже началась. Реальное сражение, будет, конечно же, происходить не на публике, ведь ключевые решения о том, кто будет президентом, принимаются по большей части в кулуарах Кремля верхушкой приближенного кружка Путина, младшим членом которого является и сам Медведев. Однако по некоторым признакам становится видно, что юный протеже набрался сил, а ключевые сторонники Путина тяготеют к тому, чтобы поддержать Медведева, баллотирующегося на второй срок президентского правления, а не возвращение к власти Путина.
Первым и наиболее значительным признаком нового, «промедведевского» течения среди российской политической элиты стало образование новой политической партии «Россия, вперед!» после прошлогодней знаменательной речи Медведева о модернизации. Партию возглавляет традиционная смесь из бывших путинских «верноподданных» вроде бывшего полковника КГБ и депутата думы Геннадия Гудкова и бывших фигур оппозиции, среди которых Владимир Рыжков и Борис Надеждин (оба – бывшие лидеры небольших правоцентристских партий). Политика партии определяется призывом Медведева к России сосредоточиться на «четырех «И»»: институты, инфраструктура, инновации, инвестиции, - если она собирается покончить со своей зависимостью от нефти и газа. «Если мы оставим все как есть, через десять лет России в ее сегодняшних границах может не существовать», - заявил бывший председатель партии «Россия, вперед!» Никита Кричевский, директор Института национальной стратегии, проводящий линию Медведева на то, что «модернизация – никак не меньше, чем вопрос национального выживания». На состоявшейся на прошлой неделе конференции новой партии присутствовало четыреста активистов из пятидесяти шести российских регионов; партия уже привлекла на свою сторону многих известных актеров, авиаторов, спортсменов и телезвезд; таким образом, она обладает всеми ключевыми признаками популярной российской политической партии. Чтобы не отстать, марионеточная партия «Единая Россия», созданная Кремлем и ныне руководимая Путиным, в качестве противовеса новой партии сформировала собственную группу «Россия, вперед!». Борис Грызлов, лидер «Единой России», заявляет, что Гудков не имеет права «приватизировать» слоган Медведева и утверждает, что «Единая Россия» горячо поддерживает программу модернизации Медведева и при этом пользуется поддержкой самого президента.
Вся это картина с бывшими «верноподданными», которые ныне лезут друг с другом в драку, крича о своей поддержке Медведева, начинает выглядеть так, что Медведев в итоге получит широкую поддержку среди российских политических кругов и представителей средств массовой информации. Он также начал создавать свою собственную политическую программу, характеризующуюся рядом радикальных отступлений от официальной линии Путина. Медведев фактически отошел от скороспелой идеи Путина о создании Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России и вернулся к переговорам о вступлении во Всемирную торговую организацию, от которой отказался Путин. Он также работает в направлении разрядки не только в отношениях с Соединенными Штатами Америки, но и с НАТО; он поддержал санкции Организации Объединенных Наций против Ирана и пообещал не продавать Ирану противоракетную систему S-300, отменив сделку, намеченную при Путине. На местном уровне Медведев пошел навстречу мнению общественности и заблокировал строительство автомагистрали на севере Москвы, проект которой поддерживал Путин. Падение Лужкова по личной инициативе Медведева также стало сигналом того, что он не побоится бросить вызов ключевым фигурам российской элиты, если они посмеют выказать неповиновение.
Пока что в тандеме, управляющим Россией, Медведев остается слабейшим партнером. Однако, судя по тому, как разного рода публика, в том числе и фигуры из бывшей оппозиции, повалила под его флаг, его притязания на то, чтобы обойти Путина не только формально, но и в действительности, растут.