Нарушения прав человека и норм демократии в России усиливаются. Несмотря на улучшение взаимоотношений благодаря дипломатической "перезагрузке" между Вашингтоном и Москвой, Соединенные Штаты должны более настойчиво требовать от России улучшения ситуации с правами человека, особенно в преддверии выборов.
Один из видных оппозиционных лидеров России – бывший премьер-министр Михаил Касьянов – посетил на этой неделе Вашингтон, где выступил с призывом к США более открыто критиковать Москву за нарушения прав человека в стране. Отдельно он призвал усилить международное давление с целью обеспечения свободных и честных парламентских и президентских выборов, намеченных на будущий и 2012 годы.
Однако Касьянов, который был первым премьер-министром у бывшего президента Владимира Путина, не просил о встречах с официальными представителями администрации Обамы – хотя ранее он встречался в Париже с министром иностранных дел Франции.
Касьянов не хотел ставить администрацию в "неловкое положение". Именно так он объяснил свою позицию группе специалистов по России и журналистам во время встречи с ними во вторник в Фонде Маршалла. Ведь эти самые официальные представители пытаются "перезагрузить" напряженные отношения между США и Россией.
Его дилемма вполне понятна. Улучшение американо-российских отношений принесло существенные выгоды обеим странам, и Касьянов поддерживает такие позитивные тенденции. К ним относится сотрудничество в вопросах санкций против Ирана, войны в Афганистане и ядерного разоружения.
Вместе с тем, добавил он, пришло время для более "принципиальной и осмысленной" перезагрузки, в которой Соединенные Штаты не должны закрывать глаза на нарушения прав человека и норм демократии в России. В этом отношении он также прав.
Команда Обамы слишком мягко реагирует на жестокое подавление протестов в России – а также на нападения, аресты и убийства журналистов, представителей политической оппозиции и критиков власти. Американских выражений "озабоченности" и "сожаления" здесь явно недостаточно.
Возможно, западные руководители надеялись, что с избранием на пост президента в 2008 году путинского протеже Дмитрия Медведева демократия в стране будет постепенно восстановлена. Но хотя Медведев порой дистанцируется на словах от своего авторитарного наставника, который сегодня занимает пост премьер-министра, его слова не находят практического воплощения.
Независимая вашингтонская организация Freedom House в своем рейтинге за 2010 год поставила Россию в категорию "несвободных" стран. Ее рейтинг понижен в связи с усилением коррупции в милиции, регулярным применением методов политического террора против критиков власти и нарушениями на выборах.
И действительно, власти отказывают политической партии Касьянова в политическом признании, и этот ставший диссидентом экономист опасается за свою личную безопасность. В настоящее время он пытается объединиться с другими оппозиционными организациями, готовясь к очередному циклу общенациональных выборов.
Если история повторится, то голосование не будет ни свободным, ни честным. В 2007 году Россия так долго не давала визы иностранным наблюдателям и наложила на них так много ограничений, что Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе отказалась принимать участие в процессе мониторинга. В 2008 году ОБСЕ по тем же причинам не участвовала в наблюдении за президентскими выборами в России.
Москва является членом этой выдающейся организации, занимающейся проблемами безопасности и прав человека, и ей нельзя позволить вновь повторить такой трюк с выборами. Соединенные Штаты и Европа должны уже сегодня оказать давление на Россию, чтобы получить доступ к ее предвыборной кампании и процессу голосования, причем доступ этот должен быть предоставлен им не в день голосования, а за несколько месяцев до него. В качестве рычага давления США могут использовать напоминание России о том, что ОБСЕ следит за намеченными на ноябрь выборами в Америке, делая это впервые.
На самом деле, Касьянов хочет, чтобы Америка и Европа "просто относились к России как к нормальному государству", призывая эту страну соблюдать права человека в соответствии с ее многочисленными международными обязательствами. Никаких особых привилегий для Путина и его компании. Российские руководители, говорит он, не безразличны к зарубежному мнению.
Администрации Обамы следует внять этому совету. А Касьянову в следующий раз не надо стесняться, когда он будет составлять свой график встреч.