Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Москва посылает неоднозначные сигналы касательно приднестровского урегулирования

© РИА Новости / Перейти в фотобанкУчастники народного ополчения Бендер патрулируют дорогу
Участники народного ополчения Бендер патрулируют дорогу
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Французский курорт Довиль с его роскошными пляжами, дорогими виллами и гостями-знаменитостями резко отличается от унылого сепаратистского молдавского региона Приднестровье. Но именно на шикарном приморском нормандском курорте президент Медведев возбудил надежду на то, что после долгих лет тупика возможен прорыв и что длящийся десятилетиями конфликт между правительством в Кишиневе и отколовшимся регионом будет разрешен.

Французский курорт Довиль с его роскошными пляжами, дорогими виллами и гостями-знаменитостями резко отличается от унылого сепаратистского молдавского региона Приднестровье.

Но именно на шикарном приморском нормандском курорте президент России Дмитрий Медведев возбудил надежду на то, что после долгих лет тупика возможен прорыв и что длящийся десятилетиями конфликт между правительством Молдавии в Кишиневе и промосковским отколовшимся регионом будет разрешен.

Медведев выступал после саммита 19-20 октября, на котором встречался с канцлером Германии Ангелой Меркель и президентом Франции Николя Саркози.

«Как только совершатся необходимые избирательные процедуры, — сказал Медведев, — полагаю, будет неплохой шанс на возобновление процесса и достижение результатов. Россия это поддержит. Но я хотел бы привлечь внимание к тому факту, что успех зависит не только от России, но и от позиции самой Молдавии. В этом главный вопрос. Это зависит от позиции Приднестровья и Румынии и от позиции ЕС. Все должны сыграть свою роль».

Довод в споре

Слова Медведева свидетельствуют о том, что постоянно буксующие переговоры по Приднестровью, возможно, получат новый стимул, но многие аналитики все равно настроены скептически, считая, что Кремль пользуется Приднестровьем, как доводом при торговле с Брюсселем за его благоволение и влияние на процесс принятия решений в Европейском Союзе.

То, что Медведев назвал Румынию в числе возможных участников разрешения конфликта, вызывает удивление, потому что до сегодняшнего дня Москва стремилась вообще не допускать Бухарест до переговорного процесса.

Две трети жителей Молдавии говорят по-румынски. До Второй мировой войны большая часть территории страны (исключая Приднестровье) входила в состав Румынии.

Именно из опасений, что румыноязычные граждане будут настаивать на воссоединении с Бухарестом, преимущественно русскоязычное Приднестровье в 1990 году откололось от Молдавии (при активном содействии Москвы), из-за чего разразилась скоротечная война, окончившаяся в 1992 году.

Бухарест приглашен?

В настоящее время переговоры буксуют уже много лет и ведутся в так называемом формате «пять плюс два»: Молдавия, Приднестровье, Россия, Украина и Организация безопасности и сотрудничества в Европе, плюс США и Евросоюз в качестве наблюдателей.

Неясно, следует ли рассматривать слова Медведева как приглашение Бухаресту поучаствовать в переговорах. Уточнений по поводу слов президента из Кремля не последовало.

Румыния отреагировала на предложение Медведева прохладно. Министерство иностранных дел страны передало радиостанции «Свобода» письменное заявление, в котором излагалась позиция страны — что формат «пять плюс два» есть единственный приемлемый формат для поиска решений. В заявлении также содержался призыв официально возобновить переговоры в формате «пять плюс два» «в преддверии саммита ОБСЕ в Астане». В заявлении говорится, что Румыния «участвует в схеме “пять плюс два”» в качестве члена ЕС.

Советник министра иностранных дел Румынии Теодора Баконски (Teodor Baconschi) Арманд Госу (Armand Gosu) уточнил: «Румыния уже некоторое время предлагала свои услуги и свою кандидатуру на включение в формат переговоров, учитывая, что, будучи членом ЕС и НАТО и располагаясь на географической границе этих альянсов всего в ста двадцати километрах от Приднестровья, она имеет законный интерес в разрешении конфликта. Есть планы, разработанные исключительно румынскими институтами, и некоторые из них должны подразумеваться в переговорах, а некоторые несколько сложнее».

«Чистая диверсия»

Политолог из Джеймстаунского фонда (Вашингтон) Владимир Сокор (Vladimir Socor) сомневается в том, что Медведев в своем обращении к Румынии был искренен.

«Замечание Медведева [о Румынии] — это чистая диверсия, — считает Сокор. — Из его слов можно понять, что на частных переговорах в Довиле и на дискуссиях, имевших место перед Довилем, русские попытались свалить вину за тупиковую ситуацию в Приднестровье на Румынию. В интересах России будет включить Румынию в процесс, чтобы запутать ситуацию и найти оправдание собственной бескомпромиссности. Предлагаю не соблазняться на приманку в виде слишком большого количества слов о румынском факторе».

Переговоры при поддержке ОБСЕ неоднократно проваливались, не принося разрешения конфликта; Приднестровье отказывается передать суверенитет Кишиневу и требует, чтобы в регионе в качестве гарантов безопасности оставалось порядка 1200 российских военных.

Москва последовательно оказывает Приднестровью экономическую, военную и политическую поддержку, хотя никогда не признавала его независимым государством (однако независимость двух других сепаратистских регионов, Южной Осетии и Абхазии, она признала после российско-грузинской войны августа 2008 года).

Включение ЕС и США в качестве наблюдателей никак не помогло буксующему процессу переговоров между Кишиневом и Тирасполем. В марте 2009 года состоялось такое редкое событие, как трехсторонняя встреча между Медведевым, лидером Приднестровья Игорем Смирновым и президентом Молдавии и коммунистом Владимиром Ворониным, но собрались они в основном ради того, чтобы пофотографироваться.

Менее чем через месяц после той встречи Молдавия скатилась в затяжной политический кризис, который, судя по всему, продлится до ноября этого года, когда будут проведены досрочные выборы.

Надежный партнер

В июне приднестровский вопрос всплыл вновь: Медведев и Меркель встретились и обсудили его создание совместного комитета политики и безопасности ЕС и России. В предлагаемом новом органе заседали бы главы внешнеполитических ведомств России и стран Европы, а также главная ответственная за внешнюю политику Евросоюза Кэтрин Эштон.

На переговорах об этом комитете Германия призвала ЕС и Россию к совместным действиям во имя прекращения приднестровского конфликта, а Москву — к выводу войск из региона. В обмен на это Россия хочет, чтобы ее голос больше весил при принятии решений, касающихся внешней политики ЕС. Конкретно же — Москва хочет быть представленной в комитете ЕС по политике и безопасности.

По мнению аналитиков, Германия нажимает на Россию по приднестровскому вопросу для того, чтобы доказать скептикам из числа стран ЕС, в особенности бывшим коммунистическим странам Восточной Европы, что Москва может-таки быть надежным партнером.

Сокор из Джеймстаунского фонда считает, что инициатива Германии может принести некоторые плоды в плане решения приднестровского вопроса, но в то же время может принести вред ЕС, в котором до сих пор наблюдается глубокий раскол по вопросу политики в отношении России.

«Подобная динамика может привести к положительному исходу — к спасению Молдавии, но с точки зрения общих интересов [Европы] это может быть крайне вредоносным, — комментирует Сокор. — Пока что Россия никак не обозначает свою позицию по предложению немцев в силу нескольких причин, но в первую очередь потому, что инициативу Германии не одобрил ЕС. Возможно, дело в том, что это инициатива Германии, которая выдвинута как бы от имени ЕС, но без одобрения ЕС».

Позиция не меняется


Еще одна причина, по которой Россия не торопится — это наступающие досрочные выборы в Молдавии, где последние полтора года правил прозападно и прорумынски настроенный Альянс за европейскую интеграцию, в котором в последнее время намечается раскол.

По словам аналитиков, Москве, судя по всему, удалось разделить четыре входящие в состав коалиции партии. Тем временем упорно стоящая на пророссийских позициях Коммунистическая партия, сейчас находящаяся в оппозиции, имеет внушительную инфраструктуру на низком уровне и способна обеспечить себе поддержку сельских избирателей.

Сокор же говорит, что, несмотря на кажущееся противоречие, позиция Москвы по приднестровскому урегулированию (и, что главное, по выводу войск из региона) остается практически неуязвимой.

«Через три месяца после того, как Германия выдвинула свое предложение, Россия в частных дискуссиях в Брюсселе на переговорах с представителем Молдавии в ЕС [Калманом Мижеи (Kalman Mizsei)] и на двусторонних переговорах с американцами стояла на той же самой позиции, — комментирует Сокор. — Во-первых, Кишинев, Тирасполь и Москва должны прийти к трехстороннему соглашению о статусе Приднестровья, который должен быть федеральным. Затем нужно передать соглашение на одобрение в формате “пять плюс два”. Россия также хочет, чтобы Приднестровье принимало участие в принятии Молдавией внутри- и внешнеполитических решений. Россия хочет сохранения этого принципа, а также — чтобы российские войска оставались на месте в качестве гарантии будущего политического урегулирования. Таким образом, хотя после выдвижения Германией своего предложения прошло три месяца, Россия своей позиции не меняла».

В написании статьи поучаствовал сотрудник радио «Свобода» Раду Беня (Radu Benea) в Кишиневе