Судя по антикитайским настроениям, которые преобладали во время промежуточных выборов в США, возможность укрепления связей между растущим и динамично развивающимся Китаем и обороняющимися и увядающими США очень и очень невелика.
Если американцы сейчас настолько враждебны, то вы можете представить, какая истерика охватит всю Америку в течение ближайших 15 лет, когда обогнав США, Китай может стать крупнейшей экономикой в мире.
Таким образом, китайские аналитики могут сделать вывод, что надо сделать ставку на новые, развивающиеся страны, такие как Индия и Бразилия, которые в равной степени быстро развиваются, экономически сильные и уверенные в себе благодаря своему росту. Кажется, что БРИК, или союз Бразилии, России, Индии и Китая, является идеальным двигателем для мировой экономики.
И, конечно же, за последние десять лет Китай пошел на значительное сближение с остальными странами блока БРИК.
Но несмотря на то, что значение развивающихся стран пропагандировалось в течение длительного времени, Китай не должен воспринимать союз БРИК всерьез. Конечно, то, что Китай входит в альянс, значительно повысило его репутацию в мире, однако воспринимать БРИК как стратегический союз не стоит, такая позиция может привести только к разочарованию. БРИК не выдержит испытания временем, поэтому Китай должен поддерживать тесные связи с издавна пользующимися авторитетом державами.
Джим О'Нил - экономист из Goldman Sachs, который является автором идеи БРИК. Однако по теории О'Нила БРИК - это экономический термин, который должен влиять на инвестиционную политику в мире, а не политический союз.
Триумф идеи БРИК и восторженные признание этого союза даже его «членами» является свидетельством того, что развивающие страны хотят понять сложный как никогда мир и найти свое место в нем.
На протяжении всей истории человечества ученые и политики пытались разделить страны по категориям, группам и блокам, исходя из разных параметров.
В 1946 году Уинстон Черчилль озвучил концепцию «железного занавеса», тем самым разделив мир на две части по идеологическому признаку. Шесть лет спустя французский демограф Альфред Сови ввел термин «третий мир» для более четкого понимания расстановки сил в мире.
На данный момент все эти модели не соответствуют реальности, и с начала века было предпринято много попыток создать концепцию, которая будет соответствовать реальностям современной геополитики.
Теория БРИК же отличается от этих концепций. Так как О'Нил рассматривал этот альянс исключительно с экономической точки зрения, не затрагивая политическую сферу, поэтому страны, которые он выбрал слишком сильно отличаются друг от друга. Индия и Бразилия - это демократические государства, которые до сих пор не в полной мере сформировали свой внешнеполитический облик. Китай и Россия стали общепризнанными мировыми державами после 1945 года.
Различия между этими странами проявляются практически во всем: в торговле, климатических изменениях, соблюдении прав человека, к тому же эти страны используют разные методы глобального урегулирования международных проблем.
Несмотря на это, страны-члены БРИК стали активно пользоваться этим термином, главы этих стран стали воспринимать себя членами БРИК и сошлись на мнение о том, что надо упрочнять связи внутри БРИК.
В 2009 году прошел саммит БРИК в Санкт-Петербурге, в саммите принимали участие: президент Бразилии Луис Игнасио да Лула, президент России Дмитрий Медведев, премьер-министр Индии Сингх и президент Китая Ху Цзиньтао. Второй саммит БРИК прошел 10 апреля 2010 года в Бразилии.
Однако после первоначального оптимизма во время переговоров и громких заявлений о «новом мировом порядке» участники саммита поняли, что из мнения слишком сильно разнятся для принятия каких-либо конкретных мер.
Недовольство сложившейся мировой системой стран БРИК, их огромные амбиции и речи, в которых они требуют передела мира, отсутствие четких представлений о том, что же в итоге надо поменять, и их неохотное признание того, что сложившаяся система является устойчивой, - все это говорит о том, что реальность намного сложнее, чем теории, и о том, что категории, которыми руководствовался О'Нил, являются слишком размытыми, а потому не имеют реального значения.
Успех теории БРИК показал, что не только инвесторы и ученые ищут концепции и критерии, с помощью которых можно было бы описать сегодняшний мир. У глав государств тоже нет своих собственных теорий для описания сложившейся в мире ситуации. Поэтому на саммите в Санкт-Петербурге главы государств встретились для того, чтобы опробовать ту схему, которую предложил О'Нил.
Но на саммите были более заметны не сходства, а желание понять, какое место каждая из этих стран должна занимать в мире.
В быстроменяющимся современном мире такие категории, как Восток-Запад, Север-Юг, богатые-бедные, не дают в полной мере представления о восходящих державах, БРИК - это лишь еще один, очевидно, не последний, эпизод для восходящих держав в поиске их места в мире, которым вскоре они будут править.
Автор этой статьи - приглашенный профессор Международных отношений в университете Сан-Паулу. Он публикует свои статьи о развивающихся державах в на сайте www.postwesternworld.com.