Министерство энергетики США, как и российское Министерство экономического развития, предполагает, что средняя цена барреля нефти Brent в этом году достигнет 102 долларов. Это даже больше, чем в сумасшедшем 2008 году, когда для преодоления стодолларовой границы не хватало какой-то четверти доллара.
Иностранные СМИ, например The Financial Times, пишут, что одной из немногих, кому будут выгодны беспорядки в арабском мире и авария на атомной электростанции в Фукусиме, будет Россия. Оба события вместе с постепенным вылезанием из мирового экономического кризиса потянут вверх цены на нефть и газ, главные товары российского экспорта.
Дорогая нефть вредна
Единственным местом, откуда доносятся тревожные опасения, как ни парадоксально, является Москва. И это не только либеральные экономисты, опасающиеся за макроэкономическую стабильность и говорящие о так называемой голландской болезни. По результатам социологического исследования Левада-Центра, 51% опрошенных россиян считают, что дорогая нефть стране, скорее, вредит, чем помогает. По их мнению, деньги все равно в результате оседают в карманах олигархов и госслужащих.
Все это можно было бы естественным образом не принимать всерьез, как типичные разговоры в пивной (в случае русских – на кухне). Только вот экономическая статистика неумолима: если раньше деньги шли в Россию, то в последние годы все происходит наоборот. В конце прошлого года Центробанк подготовил три сценария оттока капитала из России. Самый пессимистичный предполагал, что в этом году из страны уйдут 15 миллиардов долларов.
Однако действительность с легкостью превосходит и пессимистичные предположения. За первый квартал этого года из России исчез 21 миллиард долларов, и не похоже, что эта тенденция изменится. По мнению экономического аналитика газеты «Московская правда» Олега Султанова, отток капитала привел к тому, что вся прибыль от подорожания нефти за первый квартал оказалась за границей.
Специалисты Центробанка надеются, что речь не идет о вывозе валюты. «Это техническая проблема, из-за резкого роста цен российские компании не успевают переводить прибыль своих дочерних иностранных компаний обратно в страну», - цитирует газета «Ведомости» одного из экспертов. Но эксперт не объясняет, почему в 2008 году, когда цены взлетели даже до 148 долларов за баррель, у российских компаний с переводом средств никаких проблем не было.
Ура, самолет летит!
Факт остается фактом: российские компании предпочитают вкладывать прибыль за границей, вместо того, чтобы прислушаться к призывам президента Медведева и инвестировать в модернизацию страны. По мнению политолога Кирилла Рогова, это результат коллапса права в современной России. Правовые нормы не устанавливают правила работы рынка, а деформируют его, блокируют инвестиции, они используются для захвата частных компаний.
«Поиск и отъем ренты становятся заведомо более выигрышной стратегией по сравнению с обычным рыночным поведением, то есть производством и продажей товаров и услуг. Те, кто следует последней стратегии, неизменно проигрывают, а рентоориентированные элиты захватывают прибыли и власть», - объяснил Рогов в «Новой газете». И хотя с этой точкой зрения согласились бы и многие обитатели Кремля, никто не знает, что с этим делать.
«Этот самолет летит с одним неработающим двигателем, и его трясет, а пассажиров колбасит и тошнит. И только экипаж не устает праздновать: видите, не падаем же! Не падаем! Наша рыночная экономика запущена наполовину, и в 2010-е мы лбом уперлись в проблему второго двигателя. Дело осложняется еще и тем, что запустить его не под силу ни злому штурману, вечно подозревающему пассажиров в кознях и измене, ни благодушному капитану, вечно гордящемуся своими кителем и фуражкой», - написал Рогов с ясным намеком на Владимира Путина и Дмитрия Медведева.
По его мнению, только кризис может убедить российских игроков, что соблюдение правил – единственная гарантия того, что они выживут и что рост цен на нефть отдалит такой кризис. Кризис, пусть и болезненный, лучше катастрофы, заключает Кирилл Рогов.