Российский Следственный комитет планирует формально обвинить управляющего инвестиционным фондом и создателя Hermitage Capital Уильяма Браудера в неуплате налогов в особо крупном размере и, возможно, запросить его экстрадицию из Великобритании, заявил представитель комитета.
«Он был вызван сегодня для предъявления обвинения», - заявила Ирина Дудукина, официальный представитель Следственного комитета, добавив, что вместо Браудера пришли три адвоката. «Для запроса его экстрадиции нам сначала требуется получить ордер на его арест через суд».
47-летний Браудер в 2005 являлся крупнейшим иностранным инвестором в России в момент, когда российские власти отозвали его визу, ссылаясь на угрозу национальной безопасности. Браудер ведет кампанию по преследованию российский милиционеров, которых он обвиняет в смерти Сергея Магнитского, юриста фонда, скончавшегося в ноябре 2009 после года содержания в СИЗО. Перед смертью Магнитский заявлял, что его избивали и не предоставляли медицинскую помощь с тем, чтобы заставить его забрать свое заявление о коррупции.
«Последние полтора года мы ведем борьбу за преследование и наказание офицеров, которые убили его. Последние действия свидетельствуют о мести по отношению к нам, за нашу деятельность», - заявил Браудер понедельник в телефонном интервью из Лондона.
Швейцарское расследование
Объявление о деле против Браудера последовало после объявления в апреле о том, что Швейцария открыла расследование по запросу фонда Hermitage по факту отмывания денег. Это является первым связанным со смертью Магнитского расследованием за пределами России.
В 2009 Россия объявила Браудера в международный розыск для допроса по делу о подготовленной совместно с Магнитским схеме по уклону от уплаты налогов на 500 миллионов рублей. Браудер, рожденный в США гражданин Великобритании, начал инвестировать в Россию в 1996 году с 25 миллионами, полученными от Эдмонда Сафры ( Edmond Safra).
Максимальный оборот фонда составлял 4 миллиарда долларов, в основном в российских активах.
Президент Дмитрий Медведев сделал борьбу с коррупцией своей визитной карточкой, пытаясь привлечь иностранные инвестиции, чтобы уменьшить зависимость России от экспорта энергоресурсов. Некоторые законодатели США и Европейского Союза требуют ввести санкции против 60 чиновников, которых Браудер обвиняет в участии в смерти Магнитского, заморозив их активы и отказав им в визах.
В 2007 году милиция провела обыски в двух офисах фонда Hermitage Capital и изъяла корпоративные штампы и бумаги. На следующий год Магнитский раскрыл факт того, что управление компаниями было передано. Браудер считает, что они были украдены, после чего от имени компаний был направлен запрос на налоговый возврат на сумму в 230 миллионов долларов. Возврат был одобрен за один день и переведен в российский банк, который вскоре прекратил свое существование.
Сфабрикованные обвинения
Комиссия по правам человека при президенте Медведеве, расследовавшая дело о смерти Магнитского, выяснила, что обвинения против Магнитского сфабрикованы чиновниками МВД и налоговыми инспекторами, сообщила 16 апреля газета «Ведомости», ссылаясь на предварительные данные комиссии.
Александр Бастрыкин, глава Следственного комитета, заявил в интервью «Российской газете» в сентябре 2010 года, что нет оснований полагать, что смерть Магнитского связана с теми, кто ведет уголовное дело против него.
В ноябре МВД объявило о новых обвинениях против Магнитского, заявив, что именно он провел схему по возврату 230 миллионов долларов по заказу фонда Hermitage.
Дудукина заявила в понедельник, что на настоящий момент Браудер расценивается как «подозреваемый» в деле о неуплате налогов. Для предъявления формальных обвинений по закону требуется физическое присутствие Браудер или решение российского суда, заявила Дудукина.
Браудер сообщил в понедельник, что его адвокаты были проинформированы о том, что дело против него продлено еще на три месяца и что формальных обвинений против него не было предъявлено. Даже если последует формальное обвинение, то Интерпол вряд ли примет меры по экстрадиции, заявил Браудер.
«Интерпол полностью осознает, что действия согласно российскому запросу в данном деле может превратить их во всемогущую руку российской организованной преступности», - заявил Браудер. «Последние попытки атаковать нас не остановят нас на пути поиска правды и справедливости в смерти Сергея».