Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Россия хочет держать палец на «красной кнопке»

© коллаж ИноСМИНовая эпоха российско-американских отношений
Новая эпоха российско-американских отношений
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Учитывая десятки миллиардов долларов, в которые обойдется система ПРО, и миллионы жизней, которые система может теоретически спасти, сложно представить, что Россия получит кресло в комнате управления системой. Если Москва продолжит требовать именно этого, то российско-американские отношения будут лишь ухудшаться. И тогда «красные кнопки» времен холодной войны перестанут быть лишь воспоминанием.

Москва – В пятницу российские генералы перед международной аудиторией высокопоставленных военных признались в удивительном – в собственной слабости. По их словам, после 2015 года Россия не сможет нанести ядерный удар по Западу, так как запланированная американская система ПРО будет в состоянии сбивать российские межконтинентальные баллистические ракеты в воздухе. Данное обстоятельство, ранее никогда не упоминавшееся российскими чиновниками, окончательно нарушит баланс ядерных супердержав времен холодной войны. И этого явно не допустят генералы. Но что именно они могут сделать?

За последние несколько месяцев этот вопрос превратился в бомбу замедленного действия в российско-американских отношениях.  Его президенты Барак Обама и Дмитрий Медведев постараются разрешить на встрече в Довиле, во Франции. Непростая проблема, которую в российских дипломатических кругах называют «проблемой красной кнопки», начала возникать в ноябре 2010 года, когда Медведев присутствовал на саммите НАТО в Лиссабоне. Во время своего запоминающегося выступления, Медведев заявил, что Россия согласна сотрудничать в вопросе создания европейского ракетного щита, который должен защищать континент от нападения со стороны вражеских стран, если страну будут учитывать как равноправного партнера.

На тот момент никто не знал, что именно Медведев имел в виду под «равноправным партнером», и реакция западных стран ограничилась радостью от готовности России сотрудничать и отказа от угроз, как было раньше, направить ядерные боеголовки на Европу, если план по созданию щита будет претворен в жизнь. Но обсуждение условий равноправного партнерства с тех пор стали камнем преткновения. В апреле вице-премьер Сергей Иванов, заведующий военными делами в правительстве, окончательно разъяснил требования России. «Мы настаиваем только на одном: на том, чтобы быть ее равноправным участником», - заявил Иванов после встречи с Госсекретарем США Хилари Клинтон в Вашингтоне, согласно агентству Bloomberg. «В практическом смысле это значит, что наше представительство разместится, скажем, в Брюсселе и будет давать согласие на нажатие на «красную кнопку» для любого запуска противоракеты – все равно из Польши, из России или из Великобритании».

Это бы означало необходимость наличия дублирующих пультов управления, одного для России, другого для НАТО. Если ракета будет выпущена по Европе из Ирана, Северной Кореи или другой страны, обеим странам необходимо будет нажать красные кнопки, чтобы запустить систему защиты. Если кто-то замедлит с действием, то ракета попадет по намеченной цели.

С момента заявления Иванова ни США, ни НАТО публично на него не отреагировали, но в разговорах с журналом TIME многие западные дипломаты и военные назвали данную идею неудачной. «В реальности контроль будет располагаться у американского генерала НАТО где-то в Европе», - заявил высокопоставленный военный на условиях анонимности.

«Когда вражеское оружие находится в воздухе, ты не можешь созвать консилиум или начать дебаты. Ты должен его нейтрализовать».

Но, учитывая угрозу, которая предоставляется российским вооруженным силам, непонятно, как Москва будет на это смотреть. Та система ПРО, которую хочет создать Обама, может отбросить Россию во второсортную ядерную державу, которая не способна нанести межконтинентальные удары, по крайней мере, в западную сторону. Во время конференции в пятницу заместитель главы Генштаба и начальник Главного оперативного управления Генштаба ВС России Андрей Третьяк заявил, что после 2015 года третья стадия системы европейской ПРО может нарушить баланс времен холодной войны между российским и американским вооружением.

«Появляется реальная возможность поражения российских межконтинентальных баллистических ракет и баллистических ракет подводных лодок», - заявил Третьяк. «Это настоящая угроза нашему ядерному вооружению».

На прошлой неделе традиционно выступающий за мир Медведев и некоторые высокопоставленные дипломаты и военные выступили с несколькими заявлениями, усиливающими противостояние в преддверии встречи с Обамой во время саммита Большой восьмерки 26 и 26 мая.
 
Если Кремль не получит гарантий того, что ракетный щит не будет направлен в сторону России, то стране придется принять «ответные меры», заявил Медведев во время пресс-конференции 18 мая. Это может означать наращивание ядерного вооружения в непосредственной близости к европейской границе или, как предположил чиновник МИД на прошлой неделе, выход из договора о нераспространении ядерного оружия, который Медведев и Обама подписали в прошлом году.

«Это очень плохое развитие событий, так как оно отбрасывает нас обратно в период холодной войны», - заявил Медведев на пресс-конференции. «Мы готовы сотрудничать и надеемся получить гарантии, что система ПРО не будет направлена на нас».

Но помимо предоставления россиянам их личной красной кнопки или какого-либо другого вида контроля, сложно представить, как еще Обама может гарантировать, что перехватчики никогда не будут использованы для того, чтобы сбить российские ракеты. Во время конференции в пятницу, генерал Николай Макаров, глава Генштаба, сказал, что «неподтвержденных заявлений» со стороны Запада недостаточно для того, чтобы убедить Россию в своих намерениях.

Потому Обаме может потребоваться пообещать что-то более конкретное. Но, учитывая десятки миллиардов долларов, в которые обойдется система ПРО, и миллионы жизней, что система может теоретически спасти, сложно представить, что Россия получит кресло в комнате управления системой. Если Москва продолжит требовать именно этого, то российско-американские отношения будут лишь ухудшаться. Именно тогда воспоминания красных кнопок времен холодной войны перестанут быть лишь воспоминанием.