Российский президент Дмитрий Медведев пообещал в пятницу провести больше экономических реформ, сделать их более смелыми и осуществить либерализацию в стране.
Медведев пообещал децентрализовать власть, отказаться от контроля над некоторыми из крупнейших российских компаний, подавить коррупцию и сократить налоговое бремя корпораций.
Президент также повторил свой уже известный призыв к более активному использованию рубля и юаня в рамках «более демократичной мировой финансовой архитектуры» в своей ключевой речи на крупнейшей российской инвестиционной конференции. За выступлением Медведева следили с пристальным вниманием.
Однако почетное место в речи президента занимали внутренние реформы, и некоторые наблюдатели поспешили интерпретировать это как манифест, оглашение политической повестки дня для России на ближайшее десятилетие. Четырехлетний срок президентства Медведева в Кремле подходит к концу, он заканчивается в следующем году, и по-прежнему сохраняется неопределенность относительно того, будет ли он выдвигаться снова, или уступит свое место премьер-министру Владимиру Путину.
Медведевские обещания децентрализации и либерализации в значительной степени идут вразрез с тенденцией экономической политики в годы президентства Путина - с 2000 по 2008 годы.
Медведев подчеркнул, что государство должно разрешить частному предпринимательству играть более значительную роль - после десяти лет, во время которых оно концентрировалось на обеспечении контроля над теми областями, которые оно воспринимало как стратегические - в первую очередь, над сектором российских природных ресурсов.
«Мы больше не строим государственный капитализм», - заявил Медведев, добавив, что частные инвесторы должны доминировать.
«Мы полагаем, что государство может уменьшить свою долю во многих компаниях, опустив ее даже ниже контрольной или сохранив блокирующий пакет, хотя очевидно, что требуется более внимательный подход в случае с компаниями, связанными с оборонным комплексом, и в стратегических инфраструктурных компаниях», - отметил Медведев.
Он пообещал, что его правительство представит новую, расширенную программу приватизации к 1 августа. Уже в 2011 году его правительство начало выводить государственных чиновников из советов директоров многих ведущих компаний страны. Прежде всего, речь идет об уходе вице-премьера Игоря Сечина с поста председателя совета директоров нефтяной компании ОАО «Роснефть», а также об уходе министра финансов Алексея Кудрина с аналогичной позиции в алмазодобывающей компании «Алроса».
В то же самое время государство частично продало свою долю в ОАО «ВТБ», втором по величине российском банке, и намеревается сделать то же самое в отношении его конкурента, крупнейшего банка страны, ОАО Сбербанк.
Медведев также говорил о необходимости передавать больше полномочий из центра на более низкий уровень и уменьшить коррупцию в государственных органах, в первую очередь, в полиции и в судебной системе.
Российский президент обличает коррупцию на протяжении всего срока нахождения у власти, но, по данным опросов общественного мнения, он мало чего добился, по крайней мере, недовольство населения оной практически не уменьшилось.
«Он в основном приглашал гражданское общество и бизнес присоединяться к нему в борьбе с коррупцией», - говорит Мэтью Мюррей (Matthew Murray), исполнительный директор Центра деловой этики и корпоративного управления (Center for Business Ethics and Corporate Governance).
Медведев также заявил, что правительство уменьшит свою роль в экономике и другими путями, в частности, уменьшив незарплатные расходы предприятий. Он пообещал сократить верхнюю планку страховых взносов работодателей в будущем году до 30% с 34%, а для предприятий малого бизнеса предложил уровень в 20%.
В отдельности, он заявил, что России необходимо сохранить и накопить по крайней мере некоторую часть из тех выгод, которые обеспечивают стране высокие цены на нефть и газ, предупредив, что немедленное вливание этих средств в экономику, которая растет ниже своего потенциала, будет нести с собой инфляционную опасность.
«Мы не можем вечно полагаться на высокие цены на нефть, - сообщил Медведев. - Нынешнее чрезмерное использование «легких денег» при том, что глобальная инфляция ускоряется, - это опасная политика».
Россия использовала свои нефтяные доходы для финансирования огромного роста социальных расходов за последнее десятилетие, т.е. на то, благодаря чему миллионы пенсионеров и государственных служащих были выведены из состояния нищеты, но при этом требовались очень высокие цены на нефть, чтобы обеспечить сбалансированный бюджет.
В этом году бюджет, как ожидается, будет дефицитным - даже при том, что цены на нефть в среднем по итогам года, как ожидается, окажутся выше 100 долларов за баррель.
Международный валютный фонд ожидает, что инфляция в России в текущем году составит 8%, в то время как замглавы Центробанка Алексей Улюкаев заявил журналистам ране в пятницу, что лично он ожидает, что этот уровень будет «близок к 7%».
В дополнение к приватизации и сокращению коррупции Медведев также пообещал более открытую экономику для большего количества иностранных инвестиций и большей зарубежной конкуренции.
«Рынки, они как парашюты - работают только тогда, когда они открыты», - сказал он, подчеркнув необходимость должным образом интегрировать Россию в мировую экономику.
Он заявил, что надеется завершить вступление России во Всемирной торговую организацию (ВТО) до конца 2011 года, но предупредил, что страна не будет вступать на невыгодных условиях. Россия - последняя крупная экономика, которая до сих пор не в ВТО.