В Москве сейчас разыгрывается уже знакомая многим политическая драма: автократические лидеры России готовятся режиссировать предстоящие в ближайшие девять месяцев парламентские и президентские выборы. Сначала коалиция, сформированная лидерами российской оппозиции, получила на прошлой неделе отказ в регистрации в качестве политической партии, якобы по техническим причинам — это уже девятый случай такого отказа для подобных партий за последние четыре года. Через несколько дней тесно связанный с президентом Дмитрием Медведевым предприниматель-миллиардер неожиданно стал лидером долгое время бездействовавшей партии под названием «Правое дело», которая называет себя ориентированной на бизнес альтернативой склоняющейся влево «Единой России» - партии Владимира Путина.
Вуаля – на предстоящих в России выборах выбор все-таки будет, и не только между партией г-на Путина и маргинальными игроками вроде коммунистических динозавров. Представители Кремля могут говорить, что в стране не будет монополии на власть. Однако не будет и оппозиции режиму Путина-Медведева, как поторопился подчеркнуть свежеиспеченный лидер «Правого дела» Михаил Прохоров, владелец баскетбольной команды «Нью-Джерси Нетс». «Я предлагаю исключить слово "оппозиция" из нашего лексикона», - заявил он, не успев возглавить партию, и добавил, что партий власти должно стать две, хотя пока существует только одна.
Тактика Кремля не нова. Официальные альтернативные партии были стандартным элементом политического пейзажа в советском блоке. На парламентских выборах 2007 года точно так же всплыла партия «Справедливая Россия». Относительно интересно в истории с г-ном Прохоровым только то, что, судя по некоторым признакам, она служит целям г-на Медведева, занятого закулисными спорами с г-ном Путиным о том, кто из них станет кандидатом от режима на президентских выборах следующего года. Г-н Прохоров вторит некоторым идеям г-на Медведева. Он тоже считает, что политическая власть в России нуждается в децентрализации, а российская экономика в иностранных инвестициях и что коррупция и беззаконие – это серьезные проблемы. В понедельник г-н Медведев встретился с г-ном Прохоровым и по итогам встречи заявил, что идеи партийного лидера «где-то коррелируются» с его собственными «представлениями».
Западные страны могут не устоять перед искушением увидеть в новой партии росток неподдельного плюрализма в России — подобно тому, как администрация Обамы начала заигрывать с г-ном Медведевым как с альтернативой г-ну Путину. Однако истинная политическая конкуренция появится только тогда, когда Кремль будет позволять свободно действовать движениям, которые он не создавал и не контролирует. Они должны иметь право собираться и не быть разогнанными полицией, иметь доступ на телевидение, участвовать в выборах. Госдепартамент справедливо осудил отказ в регистрации настоящим оппозиционерам из Партии народной свободы. Политика США должна и дальше фокусироваться на поддержке подобных групп, а не на потемкинской инициативе г-на Медведева.