Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Почему Далай-лама не может приехать в Россию?

© РИА Новости Елена Гуткина Учения Далай-ламы для российских буддистов в индийском городе Дхарамсале
Учения Далай-ламы для российских буддистов в индийском городе Дхарамсале
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Далай-лама – объект почитания 1,3 миллионов российских буддистов. Однако правительство России отказывает ему в выдаче визы с 2004 года. Однако численность населения России, исповедующего буддизм, неуклонно растет. И требования выдачи визу Далай-ламе продолжаются.

Далай-лама – объект почитания 1,3 миллионов российских буддистов. Однако правительство России отказывает ему в выдаче визы с 2004 года.

В храмах Бурятии, столице российского буддизма, одна цветная фотография неизменно висит на почетном месте, нередко в обрамлении цветочных гирлянд.

Огромное большинство российских буддистов, число которых, по оценкам, составляет 1,3 миллиона, исповедуют тибетский буддизм. Если не считать перерыва на период советской эпохи, буддистская традиция в этих краях длится уже  четыре столетия, с тех времен, когда  в Бурятию и Туву впервые пришли тибетские и монгольские миссионеры.

Сегодня последователи тибетского буддизма, от Непала до Монголии и Колорадо, почитают далай-ламу как величайшую реинкарнацию длинной цепочки духовных лидеров, которые избрали повторное рождение, чтобы просвещать других.

В 1979 году нынешний Далай-лама совершил свою первую поездку в Советский Союз. В 1990 году, через год после того, как Нобелевский комитет присудил ему премию мира, Советский Союз наградил Далай-ламу одной из высших наград – Орденом Дружбы Народов. В эпоху, когда экономические связи с Китаем были минимальными, этот жест был не слишком затратным способом попытаться поддержать иллюзию религиозной свободы в Советском Союзе.

Теплые отношения продолжались и после распада Советского Союза. В 1994 году Далай-лама обратился с обращением в российский парламент, Думу. В последующие годы во время своих визитов в  три республики России, где буддизм пользуется особой популярностью: Бурятию, Калмыкию и Тува, - он встречал там восторженный прием. Здесь, на южной окраине России, он участвовал в торжественном открытии храмов и монастырей.

Буддизм возвращает свои позиции в трех пограничных республиках России с преимущественно монгольским населением: Калмыкия, Тува и Бурятия. Официальные лица во всех трех республиках отправили петицию в Министерство иностранных дел России с просьбой о предоставлении визы Далай-ламе.


Но по мере того, как росла значимость российской торговли с Китаем, выдача российских виз застопорилась и, после 2004 года, вовсе прекратилась. Возражения Китая против Далай-ламы преимущественно определяются его ролью главы тибетского «правительства в изгнании» - группы, отстаивающей независимость Тибета, ныне автономного района в составе Китая.

Однако численность населения России, исповедующего буддизм, неуклонно растет. И требования выдачи визу Далай-ламе продолжаются.

В мае 2010 года министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил в своей речи российским юристам: «Россия готова помочь в урегулировании конфликта между Китаем и тибетский духовным лидером, Далай-ламой. Мы знаем, что китайское руководство непреклонно настроено на то, чтобы Далай-лама отмежевался от любого рода политической активности и сепаратистских тенденций в отношении той или иной территории в составе Китая».

Российское предложение посредничества, похоже, растаяло, как дым. Потом, два месяца назад, перед своим 75-летием, Далай-лама официально отказался от своего политического поста главы тибетского «правительства в изгнании».

Сегодня он официально исполняет только религиозную роль как глава тибетского буддизма во всем мире. Во время пятидневного визита в Бурятию в начале июля я неоднократно слышал от буддистов одну и ту же непреклонную позицию: мы хотим, чтобы Далай-лама приехал к нам.

Буддистка Нун Тензин Чойдрин молится у портрета Далай-ламы в бурятской республике России. В молельном зале монахиня Тензин Чойдрин, с обритой головой и увитой пурпурными лентами тяжелой рамой говорит, что трудно переоценить роль Далай-ламы в  возрождении буддизма в России. Его визит, заявила она, был бы как глоток воды, в котором нуждается пересохшая выжженная солнцем земля.

Сейчас, когда ситуация улеглась, был бы удачный момент для России противостоять Китаю и пойти навстречу желаниям своего буддистского меньшинства.

Достаточно взглянуть на напряженные отношения России с ее мусульманским меньшинством, чтобы увидеть, как безразличие может привести к отчуждению, радикализации и сепаратизму. Только в эту субботу во время последней кровавой бойни в ходе вялотекущей культурной войны исламские боевики в Дагестане застрелили директора школы, отказавшегося разрешить ученицам носить хиджаб.

Здесь, на буддистской окраине России, монгольский сепаратизм после вспышки в 1990-х годах отошел на задний план.

Кремлю очень не хочется раздражать Пекин. Население Китая в десять раз превышает численность российского населения. К концу этого десятилетия экономика Китая должна в десять раз превысить объем экономики России.

Но может быть, Москве пора перейти к активной роли в дипломатических отношениях.