Президент России Дмитрий Медведев впервые признал возможность нормализации отношений с Грузией при нынешнем президенте Михаиле Саакашвили – в случае, если Тбилиси перестанет блокировать вступление России в ВТО.
При этом Медведев считает, что Саакашвили заслуживает международного трибунала.
В третью годовщину российско-грузинской войны российский президент дал интервью радиостанции «Эхо Москвы», российскому государственному телеканалу Russia Today и грузинскому «Первому информационному кавказскому» телеканалу.
Интервью выйдет в эфир в пятницу утром, однако оно уже вызвало гневную реакцию представителей грузинских властей.
Сколько стоит ВТО
В ходе интервью Дмитрий Медведев выразил надежду на то, что Россия вступит во Всемирную торговую организацию до конца нынешнего года. По его словам, это может быть одним из отправных пунктов в восстановлении нормальных отношений с Грузией.
По условиям Всемирной торговой организации, новые страны могут вступить в ВТО, только если с этим будут согласны все члены торгового клуба
Грузия готова согласится на вступление России, если та закроет таможенные посты в Южной Осетии и Абхазии, которые Тбилиси считает оккупированными грузинскими территориями.
«Шансы вступить до конца года в ВТО довольно высоки. Если грузинское руководство проявит мудрость, - это один из тех моментов, который мог бы стать если не поворотной точкой, то точкой соприкосновения, вокруг которой можно было бы начать восстановление сначала нормальных торгово-экономических отношений, а потом, глядишь, и дипломатических отношений», - заметил российский президент.
Медведев добавил при этом, что «если под эту марку вступления в ВТО пытаются протолкнуть изменения политических реалий, то мы, конечно, на это не пойдем, и здесь даже ВТО не будет той ценой, которая может быть заплачена».
Годом ранее российский президент заявил, что видит возможность нормализации отношений только после смены власти в Грузии.
Москва не готова к миру с Саакашвили
Вместе с тем Дмитрий Медведев вновь весьма резко высказался в отношении своего грузинского коллеги, заявив, что Михаил Саакашвили заслуживает пойти под международный трибунал за свою роль в развитии российско-грузинского конфликта.
«Если бы спросили меня, я бы ответил: «да», - признался Медведев, отвечая на вопрос о возможности начала судебного процесса в отношении грузинского лидера. - Просто потому, что я считаю, что это [нападение на Южную Осетию] было вопиющее нарушение норм международного права».
«Это непонимание современности, реальной сущности России и ее интересов, а все остальное исходит из этого», - заявил Русской службе Би-би-си глава комитета парламента Грузии по европейской интеграции Давид Дарчиашвили на просьбу прокомментировать высказывания Дмитрия Медведева.
«Сущность Российской Федерации, которая продолжает Советский Союз и опирается в постмодернистском стиле на серп и молот и двуглавого орла, доживает последние дни», - добавил грузинский политик.
Спор с Путиным о Южной Осетии
В недавнем интервью «Эху Москвы» Михаил Саакашвили назвал Дмитрия Медведева «очень правильно подобранным» человеком, не принимающим самостоятельных решений.
Однако, отвечая на вопрос о ситуации в Южной Осетии и ее перспективах вступления в состав Российской Федерации, Медведев несколько разошелся с недавними заявлениями Владимира Путина.
«В настоящее время ни юридических, ни фактических предпосылок [для вступления Южной Осетии в состав РФ] нет, - сообщил он журналистам. - И с этим были связаны мои указы о признании независимости».
На днях аналогичный вопрос был задан российскому премьеру в ходе его поездки на молодежный форум «Селигер-2011», и Путин высказался гораздо менее однозначно, заявив, что «будущее [Южной Осетии] будет зависеть от самого осетинского народа».
В четверг государственный министр Грузии по вопросам реинтеграции Екатерина Ткешелашвили, комментируя обсуждаемую в последние дни тему возможного присоединения Южной Осетии к России, сказала журналистам, что в правовом смысле «все, что сегодня происходит в отколовшихся от Грузии регионах - Абхазии и Южной Осетии - является нелегитимным».
«Россия – страна-оккупант, которая пытается как-то юридически создать виртуальную страну», - сказала Ткешелашвили.