Москва – Олигарх и владелец команды New Jersey Nets Михаил Прохоров, чье избрание лидером партии в России является одной из загадок текущего политического сезона, заявил в четверг, что готов занять пост премьер-министра, но только если его устроит программа следующего президента.
«Мне кажется, что я справлюсь с работой премьер-министра», - заявил Прохоров прохладно.
Такое предложение от миллиардера, который никогда не занимал государственный пост и в чьей партии наблюдается дезорганизация, кажется натянутым. Но Прохоров поспешил дальше, не раскрывая почти ничего из собственной политической платформы, кроме одного пункта: предложения о том, чтобы Россия отказалась от своей национальной валюты, которой больше 700 лет, рубля, в пользу евро.
Последовал вихрь комментариев, заполнивших странный политический вакуум, образовавшийся в Москве этим летом. Несмотря на то, что серьезные вопросы - останется ли Владимир Путин у власти на еще одно десятилетие, будет ли построенное им государство реформировано или останется прежним - продолжают висеть в воздухе, их обсуждение прекратилось. Пришло понимание того, что эти вопросы будут решаться ограниченным кругом людей между собой подальше от общественности.
Пресс-конференция Прохорова хотя бы дала людям пищу для обсуждения. Высокопоставленный член Коммунистической партии отреагировал грозным предупреждением: «Сегодня не будет рубля, завтра не будет границ, а послезавтра не будет России». Представитель правящей партии «Единая Россия» Юрий Шувалов радостно отмел предложение Прохорова, предъявив его как доказательство того, что либералы далеки от нужд простого населения.
«Может быть, Михаил Прохоров лично уже и вошёл в еврозону», - заявил Шувалов радиостанции «Эхо Москвы».
Постоянный представитель России в НАТО Дмитрий Рогозин написал в своем Твиттере: «Прохоров готов к премьерству. Вот только премьерство к нему не готово».
Роль Прохорова в российской политике не очень понятна уже на протяжении некоторого времени. Прохоров обладает состоянием, которое оценивается в 17,8 миллиарда долларов, большая часть которых появилась после продажи его акций в гиганте «Норильский никель» перед началом мирового финансового кризиса в 2008 году. Он был вынужден пойти на этот шаг после того, как попал в немилость правительству. Летом 2011 года он был избран лидером партии «Правое дело», став первым миллиардером, который отважился окунуться в российскую политику за последнее десятилетие.
«Правое дело» является прозападной партией, которую поддерживает Кремль в надежде, что она привлечет богатых и хорошо образованных избирателей, которых не приводит в восторг «Единая Россия». Прохоров, таким образом, является полулояльным. Он нападает на правящую партию или призывает к восстановлению некоторых политических свобод, которых страна лишилась при Путине, не задумываясь , но самого Путина Прохоров пока не критиковал. Ходят слухи, что Путин может избрать Прохорова на пост премьер-министра, если он вернется в кресло президента.
В четверг Прохоров высказал свою первую крупную политическую задумку: создание «большой Европы», растянувшейся от Лиссабона до Владивостока. По его мнению, Россия сначала должна присоединиться к Шенгенскому соглашению, что отменит пограничный контроль для путешествующих по Европе, и потом войти в зону евро. По его словам, эти шаги позволят России стать лидирующей экономикой в Европе в ближайшие десять лет.
«На первый взгляд это звучит довольно радикально, но российский рубль никогда не станет даже региональной валютой, потому что привязан к нефти и газу», - отметил Прохоров.
Он похвалил усилия грузинских лидеров по искоренению коррупции в полиции - восхищение, которое разделяется многими в Москве, но является слишком рискованным для озвучивания в связи с плохими отношениями между странами.
Он воспитанно отозвался о программе модернизации президента Дмитрия Медведева, но заявил, что России требуется промышленное возрождение,а не «очередная потемкинская деревня».
«Если страна ничего не производит, у нее нет необходимости в инновациях», - отметил он. «Если нет конкуренции, в инновациях нет нужды, потому что все решается другим путем».