Нынешнее лето в России выдалось жарким - в предвыборном плане. Весеннее чувство беспокойства и гадание на кофейной гуще начали отходить на второй план по мере приближения декабрьских парламентских и мартовских президентских выборов. Появились влиятельные заинтересованные группы, которые настойчиво лоббируют свои интересы и продвигают своих кандидатов. И какая из них лучше всех? Да все они по-настоящему круты.
Сначала появилась армия Путина. Ее возглавил самопровозглашенный командарм, студентка по имени Диана на каблуках-шпильках, с высоты которых начинает кружиться голова, и с декольте, от которого голова кружится не меньше. Эта девушка заявляет, что «без ума от человека, который изменил жизнь нашей страны. Он способный политик, он шикарный мужчина». Этот потрясающий человек Владимир Путин, премьер-министр России, который решит вопрос года: изменится ли его статус с «основного руководителя» на «официального руководителя». А пока Путин решает, кому быть в 2012 году следующим президентом – ему или нынешнему главе Дмитрию Медведеву (на шесть лет), армия Путина без стеснений очень открыто заявляет о своих чувствах. В прошлом месяце Диана и девушки из путинской армии объявили конкурс «Порву за Путина». То есть, рвать они собирались одежду на себе, чтобы в результате конкурса получить в награду iPad, пусть даже не удастся выиграть выборы для Путина. Армия Путина даже провела официальный день призыва в свои ряды в центре столицы. Два десятка юных дам в крошечных маечках с розовым портретом Путина на груди собрались на импровизированном подиуме для проведения парада, чтобы привлечь под свои знамена новых воительниц.
Но сторонники Медведева отставать от них не собирались. Они сформировали свою собственную армию – из трех человек, назвав ее «девушки Медведева». Эта армия развернулась на другой площади в центре Москвы, с другим рекламным трюком. В знак поддержки медведевской инициативы по борьбе с пивом они просили прохожих: «Выбирайте пиво или нас!» На практике это означало следующее: человек мог вылить свое пиво в стоявшее рядом ведро, и за каждое вылитое пиво девушки снимали с себя один предмет одежды.
А потом еще была акция «Нам очень нравится Путин», в ходе которой дамы в бикини устроили мойку машин в Москве в поддержку премьера. На тот случай, если и это не убедило колеблющихся избирателей, группа поддержки устроила еще одно мероприятие. В понедельник она провела велопробег на тандемах вместе с «девушками Медведева». Все расселись по парам на велосипеды-тандемы и начали кататься по Москве. (Заметьте, это не был знак поддержки тандему власти в лице Путина и Медведева. Забег проводился по той причине, что Путин пообещал созданной Кремлем молодежной организации «Наши» сбросить полкилограмма и научиться ездить на велосипеде-тандеме с Медведевым.)
А вот мое любимое – музыкальный видеоролик группы «Девочки за Путина». Ролик начинается с громкого удара – кто-то бейсбольной битой разбивает арбуз. А потом начинается компот из черных трусиков, виски на барной стойке и горьких слез. Все это носит название рок-баллады под названием «Я хочу быть твоей Конни».
«Я хочу быть твоей Конни, на столе и на балконе», - поют девочки. Если вы не знаете, то Конни - это любимый лабрадор Путина.
Все это довольно смешно и забавно, но здесь есть нечто более глубокое, чем доминирование секса в российской публичной жизни и в российской молодежной политике. Этот момент очевиден: секс на продажу. Более важно другое: что здесь говорится о сегодняшнем воплощении российской политической системы.
Когда Кремль создавал свою первую молодежную организацию «Наши» - а было это в 2005 году – Россия чувствовала себя в осаде. Верны или ошибочны были эти чувства, но цветные революции разворачивались на постсоветском пространстве одна за другой, и в российском понимании Америка усиливала свое влияние прямо у нее в глубоком тылу. Джордж Буш начал войну с Ираком, который был давним и выгодным союзником Москвы, а также читал ей нотации о демократии и правах человека.
Сама Россия уже не была больной и хромающей постсоветской страной, как всего несколько лет до этого, но она находилась на переходном этапе. Вертикаль власти, или политическая система, в которой вся власть идет от Путина и к нему, только создавалась, что было довольно просто, поскольку россияне просто ошалели от той версии демократии, которую они пережили в 1990-е годы. Всю реальную оппозицию в парламенте разгромили во время двух предыдущих избирательных циклов, и тем не менее, звуки недовольства еще были слышны.
Поэтому появились «Наши». Сформированная для мобилизации апатичной молодежи, которая купалась в роскоши новоявленных нефтяных прибылей, эта организация протестовала и агитировала, говорила о «суверенной демократии» и территориальной целостности России, терроризировала оппозиционных журналистов. Ее членам промывали мозги, и конечно, они ничего не решали, поскольку Кремль бдительно охраняет свои рычаги власти. Но эта молодежь была хорошо натренирована и политически активна. По крайней мере, она демонстрировала политические жесты.
Шесть лет спустя у этой страны на повестке гораздо больше проблем, чем лицемерный американский президент. Это колоссальная коррупция, ползучий застой, усиливающаяся межэтническая напряженность, слабое соблюдение мер безопасности на транспорте, спотыкающиеся реформы быстро приходящей в упадок армии, продолжающиеся действия боевиков на Северном Кавказе, сохраняющаяся сырьевая зависимость, атрофия промышленного производства, агонизирующая и коррумпированная система образования и здравоохранения. Работы предстоит много, а следовательно, поговорить есть о чем.
И тем не менее, хотя до думских выборов остается всего четыре месяца, а до выборов президента шесть, мы ничего об этом не слышим. Все, что нам говорят два предполагаемых кандидата в президенты – это как и когда они решат, кому баллотироваться. А поскольку они даже об этом пока не объявили, спекуляции на данную тему это единственный вопрос избирательного сезона. Даже во время нынешнего лагерного сбора молодежи из «Наших» (ничего существенного там не бывает, но по крайней мере, в прошлые годы это была возможность поболтать о решении проблем страны) главное внимание уделялось достижениям, а не будущим задачам. А молодежная политика в целом превратилась в пародию на поздние видеоклипы Бритни Спирс. Глупо сравнивать Россию и Соединенные Штаты, но даже у видимости предвыборной кампании должна быть видимость предвыборных проблем и вопросов, не так ли?
Но даже этого нет. Вместо этого мы видим то фиктивную партию, то хорошо отрежиссированный предвыборный трюк, и все это сопровождается бесконечной болтовней анонимных источников, которые намекают журналистам, что Путин уже принял окончательное решение.
Пока Путин не объявит свое историческое решение, пока в избирательной кампании по этому очень нереальному вопросу не появится хоть какая-то реальность, мы можем рвать на своих головах волосы, думать и гадать – или мы можем расслабиться, забыть обо всей этой неразберихе в российской экономике и политической системе, и просто наслаждаться тем информационным трепом, который заменил даже видимость предвыборной кампании. Мы можем, например, смотреть с вожделением на юных лоялисток, достигших пика половой зрелости; наблюдать в изумлении за Путиным, который во время своего третьего за всю жизнь погружения с аквалангом каким-то чудесным образом отыскал греческую амфору шестого века (и оказался настоящим экспертом-археологом, сумевшим установить ее возраст). Мы можем также восхищаться той освежающей честностью, с которой звучит признание в том, что в России, пережившей непродолжительный и неприятный период постсоветской демократии, больше нет политики.