- Господин Рыжков, в России стартовал политический сезон, в котором доминирующей темой являются выборы в Госдуму в декабре и президентские – весной следующего года. Каковы, на ваш взгляд, перспективы демократизации в России на краткосрочный и среднесрочный период? Возможны ли «арабские» сценарии в России?
- Всерьез говорить о «выборах» в России невозможно. Россия является нефтяным авторитарным государством. Путинский авторитаризм мягче, чем бывший режим Хосни Мубарака, но жестче, например, чем венесуэльский «социализм» Уго Чавеса. Путин и его правящая группа узурпировали всю власть и все основные ресурсы страны и жестко держат под контролем все политические и экономические процессы. Ключевым инструментом контроля, как и в советские времена, являются спецслужбы, осуществляющие постоянную слежку, преследования и провокации против оппозиции.
В думских выборах смогут принять участие только 7 партий, зарегистрированных Путиным. Они тщательно отобраны и даже отчасти созданы самим режимом для организации имитации политической жизни и демократических институтов. Такая искусственная «многопартийность» позволяет поддерживать монополию Путина и его партии «Единая Россия» на власть. Все остальные партии играют роль «потемкинских деревень» путинской «суверенной демократии».
Оппозиционные партии в России не могут зарегистрироваться и участвовать в выборах. За последние годы было девять попыток зарегистрировать новые партии – все безуспешные. Последний пример – отказ в регистрации нашей Партии народной свободы (Парнас).
Картину дополняет цензура в основных СМИ, аресты оппозиционеров и жестокие разгоны митингов, массовые фальсификации итогов даже таких, карикатурных «выборов».
Путин находится у власти уже 12 лет. За эти годы экономика стала еще примитивнее, выросли коррупция и социальные расслоения. В обществе нарастает усталость и недовольство. Рейтинги Путина, Медведева и «Единой России» непрерывно снижаются. Растет запрос на перемены.
Рано или поздно, в условиях отсутствия демократических способов решения проблемы, это выведет большое число людей на улицы. Вероятность «оранжевой революции» в России растет. Лично я думаю, что острый кризис доверия у власти наступит уже в следующем, 2012 году – на фоне массового разочарования нечестными сфальсифицированными думскими и президентскими выборами. Главной силой протестов станут активные городские слои, которые сегодня лишены политического представительства.
- Политически неспокойно также и в странах постсоветского мира. Какая судьба вам видится для демократии в этих странах, в особенности в Армении? Как повлияют внутриполитические процессы в России на постсоветские страны?
- Армения болеет многими болезнями, которыми страдает Россия. Сверхконцентрация богатства и власти, «раздел» страны между несколькими политиками-олигархами, огромная коррупция, монополии в политике и экономике. Многие лидеры постсоветских стран стремятся копировать Путина и его систему – ведь эта система открывает путь к бесконтрольному обогащению и безответственности. Увы, но сегодня этим путем пытается идти, например Виктор Янукович на Украине, арестовавший свою главную политическую соперницу – Юлию Тимошенко. Авторитарные режимы давно установились в Белоруссии, Азербайджане, Казахстане, Узбекистане, Туркменистане и Таджикистане.
Путин всегда и открыто поддерживает близкие ему по духу авторитарные режимы. Так, сейчас он на стороне Башара Асада в Сирии, а еще он до последнего держался стороны Муамара Каддафи в Ливии.
Одним словом, пока в Москве у руля будет авторитарная власть, демократиям на постсоветском пространстве рассчитывать на поддержку России не придется.
- Как складываются, на ваш взгляд, отношения России с Западом – США и Европейским Союзом, как будут они развиваться, и как это отразится на постсоветских странах, в том числе и на Армении?
- Отношения России с Западом при Путине эволюционировали от почти союзнических до почти брежневских, в духе холодной войны. Вернулись элементы глобального соперничества, особенно на постсоветском пространстве, и даже гонки вооружений. Суть новой политики России была четко изложена Путиным в его известной «Мюнхенской речи».
Для Армении – это сложная ситуация. Гарантии безопасности и экономическое сотрудничество с Россией жизненно важны для республики. В то же время огромное значение имеют и отношения с ЕС, США, в том числе в рамках «Восточного партнерства». Каждая сторона будет стремиться изменить баланс в свою сторону. А Армении потребуется большое мастерство и терпение, чтобы постоянно находить «золотую середину».
- Удовлетворяет ли вас, как политика, уровень, форма и содержание армяно-российских межгосударственных отношений с учетом того, что по договору Россия – гарант безопасности Армении и на нашей территории размещена российская военная база? Какими вы представляете в идеале отношения между Россией и Арменией?
- Думаю, что в целом сложившиеся отношения отражают объективные стратегические интересы двух наших стран. Резкие перемены нанесли бы ущерб. В идеале хотелось бы намного более глубокого и продуктивного экономического сотрудничества. Но для этого и Россия, и Армения должны отказаться от модели монополистического, полубандитского капитализма, сломать монополии, открыть рынки, создать надежные гарантии собственности и инвестициям.