Бывший кандидат в президенты США Джон Маккейн (John McCain) – один из тех высокопоставленных американских политиков, кто призвали Дэвида Кэмерона (David Cameron) запретить въезд в Британию российских чиновников, причастных к скандальной смерти правозащитника.
Премьер-министр прибывает в Москву в понедельник. Его первый визит в Кремль проходит на фоне растущего международного давления с тем, чтобы последовать примеру США и ввести визовые ограничения для лиц, причастных к гибели адвоката Сергея Магнитского.
37-летний адвокат работал на британскую компанию, когда он вскрыл факт самого большого мошенничества с налогами в истории России. После обвинения в этом сотрудников МВД Магницкий был арестован и погиб в полиции, не получив необходимую медицинскую помощь. Следователи говорят, что отец двоих детей был подвергнут пыткам и жестоко избит за несколько часов до своей смерти в ноябре 2009 года.
Это дело стало знаковым для активистов, которые стремятся придать гласности состояние коррупции в России. Кэмерона настоятельно просят дать понять, что злоупотребления в отношении сотрудников британских компаний в России не должны оставаться безнаказанными.
В июле это дело побудило госсекретаря США Хиллари Клинтон (Hillary Clinton) ввести запрет на поездки и замораживание активов 60 российских служащих, причастных к смерти Магнитского. Но, несмотря на то, что Магнитский был принят на работу Уильямом Браудером (William Browder), который руководит лондонским инвестиционным фондом Hermitage Capital Management, британское правительство не стало предпринимать мер или даже критиковать российскую власть по этому делу. Накануне поездки Кэмерона высокопоставленные американские чиновники сказали, что ему необходимо продемонстрировать свою приверженность правам человека.
Американский сенатор Маккейн сказал Observer: «Мы надеемся, что британское правительство серьезно рассмотрит вопрос о визовых санкциях и замораживании активов российских правительственных чиновников, причастных к пыткам и убийству Сергея Магнитского – так же, как мы предложили в Конгрессе».
Сенатор-демократ Бенджамин Кардин (Benjamin Cardin), который представил законопроект по делу Сергея Магнитского и законопроект о подотчетности, поддержанные 18 другими сенаторами, добавил: «Я призываю британское и другие правительства мира присоединиться к США по введению санкций в отношении людей, которые были причастны к смерти Магнитского. Именно тогда, когда союзники работают вместе в области прав человека, мы можем быть наиболее эффективными».
Давление на Кэмерона также нарастает и у него дома. Депутат-лейборист Крис Брайант (Chris Bryant), бывший министр иностранных дел, заявил: «Великобритания должна совершенно ясно дать понять, что любой, кто причастен к факту коррупции, выявленному Магнитским, или его убийству, однозначно не приветствуется в этой стране. Я надеюсь, что Кэмерон не будет столь доверчив, чтобы проглотить вежливые заверения [президента] Дмитрия Медведева и [премьер-министра] Владимира Путина или так захочет угодить, что будет не в состоянии поднимать важные вопросы нарушения прав человека в отношении Магнитского и [Михаила] Ходорковского».
Ходорковский, бывший глава нефтяной компании ЮКОС, был признан виновным в прошлом году в воровстве и отмывании денег по решению суда Москвы, но признан Amnesty International узником совести.
Встреча Кэмерона с Путиным будет первым официальным контактом Великобритании с Россией после непродуктивной двусторонней встречи с Тони Блэром (Tony Blair) во время саммита G8 в 2007 году. Англо-российские отношения остаются запятнанными убийством с применением радиоактивного изотопа в Лондоне в 2006 году британского гражданина и критика Путина Александра Литвиненко. Британия неоднократно безуспешно просила экстрадировать главного подозреваемого по делу Литвиненко бывшего офицера КГБ Андрея Лугового, который с тех пор избран в парламент России.
Другой бывший министр иностранных дел депутат Денис Макшейн (Denis MacShane) считает, что Кэмерон должен сконцентрироваться на передаче виновных в смерти Магнитского в руки правосудия. «После грандиозных заявлений о защите прав человека в Ливии, Дэвид Кэмерон не должен быть слабаком в поддержке прав человека в России, особенно когда это касается гражданина Великобритании, лондонской компании и ее убитого адвоката. Было бы позором, если США и другие страны ЕС возьмут на себя инициативу, в то время как Кэмерон откажется принять аналогичные меры».
Браудер заявил: «Премьер-министр должен принять очень простое решение. Он хочет, чтобы российским чиновникам, которые садистски пытали и убили адвоката, работающего в британской компании, было разрешено въезжать в нашу страну и пользоваться нашими банками? Это не тот вопрос, которого правительство может избежать, спрятавшись за бюрократическим языком. То, как правительство ответит на этот вопрос, пошлет мощный сигнал для диктаторов во всем мире».
На Даунинг-стрит отказались сказать, затронет ли Кэмерон этот вопрос на встрече с Путиным.