Ярославль, Россия – Когда президент России Дмитрий Медведев вышел на прошлой неделе к трибуне, чтобы выступить на ежегодном ярославском политическом форуме, круги у него под глазами говорили о том, что он почти не спал.
Аудитория ждала, надеясь узнать, кто же будущей весной будет править Россией – Медведев или премьер-министр Владимир Путин. Этот вопрос держит страну в напряжении вот уже многие месяцы. А между тем, под Ярославлем произошла авиакатастрофа, уничтожившая элитную хоккейную команду этого города, и заставившая выйти на улицы тысячи скорбящих и плачущих людей.
Что сделает Медведев? Отложит в сторону подготовленную речь и расскажет о трагедии? Обратится к вопросу о целой череде прошлогодних катастроф на транспорте?
Его выбор был важен. Будучи более либеральным партнером в правящем тандеме России, Медведев по-прежнему обладает силой и властью, чтобы направить страну по пути между авторитаризмом и реформами, хотя эта сила и власть у него ослабевают. Но когда момент наступил, Медведев решил произнести написанную речь и 30 минут рассуждал о подходах государства к многообразию в обществе.
К тому времени, когда Медведев сел на свое место, скрытый смысл был уже понятен: он не готов бороться за свой пост.
«В любой другой стране он бы воспользовался этим выступлением как возможностью для мобилизации людей, - сказал эксперт по России Александр Рар (Alexander Rahr) из Германского Совета по внешней политике (German Council on Foreign Relations). – Либо ему не позволяют это сделать, либо он просто не хочет».
Нынешний кризис российского руководства был приведен в движение в 2008 году, когда самому популярному и влиятельному политику страны Владимиру Путину пришлось покинуть президентский пост, так как российская конституция ограничивает пребывание на нем двумя сроками подряд. В качестве решения вопроса выбрали так называемый тандем. Молодой и более прозападный Медведев стал президентом, а Путин передвинулся на должность премьер-министра, оставаясь при этом самым влиятельным человеком в российской политике.
Такая схема руководства завела политическую систему страны в тупик. Каждый из этого тандема намекает на то, что хотел бы в 2012 году баллотироваться в президенты, но очевидно, что эти люди не смогли прийти к соглашению. Долгие месяцы в Москве сохраняется такая патовая ситуация, не оставляя места и возможности для обсуждения тех долгосрочных вызовов, с которыми сталкивается Россия.
В краткой беседе на полях ярославского форума ведущий политический стратег Кремля Владислав Сурков сообщил, что решение будет принято в этом месяце.
В центре этого кризиса весьма странный спектакль, в котором Медведев со своими чрезвычайными полномочиями и властью, данными ему конституцией, вынужден долгие месяцы ждать разрешения Путина на то, чтобы объявить о выдвижении своей кандидатуры. В мае президент собрал 800 журналистов на пресс-конференцию, у которой были все атрибуты важного политического заявления. Но он сказал, что такое заявление сделать не может.
Тем временем, Путин открыто готовится к проведению собственной политической кампании. Правящий класс России замечает эти моменты, держа нос по ветру подобно хорошей гончей. Консенсус по вопросу о том, кто с будущего года станет управлять Россией, медленно, но верно движется в направлении Путина.
Одной из наиболее показательных деталей на медведевском мероприятии в Ярославле стал список руководителей, которые на нем не присутствовали. Там не было ни министра финансов Алексея Кудрина, ни министра экономического развития Эльвиры Набиуллиной, ни даже министров транспорта и чрезвычайных ситуаций, хотя в Ярославль они приехали, чтобы принять участие в утреннем совещании, посвященном авиакатастрофе.
Единственным министром, которого удалось увидеть на форуме, стал министр иностранных дел Сергей Лавров, который давал в вестибюле интервью национальным телеканалам, однако во время выступления президента в зале не был виден. Происходит то, сказал аналитик Алексей Мухин, что политические лагеря постепенно оформляются.
«Группировки вокруг Путина и Медведева поляризуются, - заявил Мухин, работающий директором московского Центра политической информации. – Речь здесь идет о проявлении лояльности своим лидерам. Есть система сигналов. На Старой площади и в Белом доме (где работают аппараты Медведева и Путина) уже все хорошо знают, кто на чьей стороне. Но сейчас это становится понятно каждому».
По словам аналитика из Вашингтона Николая Злобина, его друзьям в Москве настолько не хочется, чтобы их воспринимали как сторонников кандидатуры Медведева, что они даже отказались отвечать на его вопрос о том, планируют ли присутствовать на политическом форуме Медведева.
«Никто не хочет допустить ошибку, - сказал Злобин. – Любой момент можно истолковать как шаг за или против».
Есть большие отличия между 58-летним Путиным, выросшим в драках с хулиганами из соседних дворов, и 45-летним Медведевым, который был способным и умным ребенком, воспитанным в семье ученых. Но Путин выбрал молодого Медведева себе в преемники в том числе и из-за его лояльности. Отвечая в 2007 году на многочисленные вопросы о том, поддерживает ли он кандидатуру Медведева на пост президента, Путин наконец сказал: «Я ему доверяю; я просто ему доверяю».
Хотя Путин никогда не критиковал Медведева, в начатой кампании он подает сигналы о том, что больше в своем протеже в полной мере не уверен.
Путин сформировал новую политическую организацию Общероссийский народный фронт; он проводит кампанию, выступая с речами; он изливает душу металлургам из Магнитогорска; он ездит по Новороссийску на байке Harley-Davidson. Даже в Ярославле гостей медведевского политического форума возили на заседания мимо многочисленных плакатов с лицом Путина и лозунгом «Россия нас объединяет».
Тем не менее, было бы безрассудно заявлять о том, что у Медведева нет шансов вернуться на пост президента.
Выбор Медведева в качестве кандидата в 2007 году был столь же непрозрачным и непредсказуемым. Если в том году и было согласованное мнение, то оно отдавало предпочтение его сопернику Сергею Иванову, который в то время занимал пост заместителя премьер-министра. Близкий друг Путина со времен совместной службы в ленинградском управлении КГБ, Иванов был настолько уверен, что Путин выберет именно его, что он даже изменил в целях пиар-кампании свой внешний вид, включая прическу и одежду.
В конечном итоге маневры Путина могут просто оказаться попыткой самоутвердиться, прежде чем продлевать срок действия властного тандема.
Но итог этого лета отрезвляет. Если Медведев при таких условиях все же сохранит свой президентский пост, его позиции будут существенно слабее, чем четыре года назад.
Медведев заступил на первый срок с энтузиазмом, граничившим порой с неприкрытым удовольствием. Его сторонники понимали, что власть Медведева носит временный характер. Но большинство из них надеялось, что со временем он сумеет закрепиться во власти и начнет переход к системе, которая ориентирована не на Путина.
Сейчас невозможно понять, будет ли позволено Медведеву, который, будучи четыре года назад кандидатом, осуждал российский «правовой нигилизм» и «вечную коррупцию», продолжать реализацию своей повестки. Но на прошлой неделе в Ярославле к трибуне вышел намного более опытный человек с маской усталости на лице. И он произнес речь, в которой не было запоминающихся строк.
В подготовке статьи участвовала Элисон Смейл (Alison Smale).