Москва – 6 сентября российский миллиардер Михаил Прохоров вошел в баскетбольный зал Центрального спортивного клуба армии в Москве и с характерным для себя невозмутимым видом начал разминаться, бросая мяч в кольцо. С мая месяца, когда превратившийся во владельца New Jersey Nets никелевый магнат внезапно объявил о начале политической карьеры на общенациональном уровне, он поучаствовал в целой серии рекламных трюков. Как и прежде, эта акция привлекла к себе самую изысканную публику. Трибуны заполнили миллионеры и знаменитости. А на площадке одетые в такие же как у Прохорова красно-белые майки и трусы «кто есть кто» из московской политической элиты неуклюже тренировались рядом с магнатом. Кремль был также неплохо представлен.
Тренером прохоровской команды был не кто иной, как Сергей Иванов – заместитель и близкий друг премьер-министра Владимира Путина. Его присутствие на этом мероприятии проясняло все: отношения у Прохорова с государством и правительством просто великолепные. Быть олигархом в сегодняшней России дело весьма рискованное – возьмите для примера Михаила Ходорковского. Он стал последним миллиардером, попытавшимся в 2004 году влезть в российскую оппозиционную политику. Сейчас Ходорковский тоскует в тюремной камере. Однако на сей раз богатей получил кремлевское благословение.
У Кремля в путинскую эпоху сложилась прочная традиция оказывать поддержку «конструктивной оппозиции». Это партии, создающие впечатление реального несогласия, но на самом деле поддерживающие политику правящей «Единой России». А поскольку власть предержащие признали имя Прохорова и молча одобрили его кандидатуру, «Правое дело» должно было пройти 7-процентный барьер и получить места в Государственной Думе.
Партия «Правое дело» была сформирована в 2008 году, но она оставалась пустым местом, пока в июне ее руководителем не избрали Прохорова. Харизматичный магнат пообещал побороться с «политической монополией» единороссов, но при этом тщательно избегал прямой критики в адрес Путина и президента Дмитрия Медведева.
Все лето этот сигнал настолько активно вбивали в общественное сознание (Прохоров участвовал в общенациональных теледебатах, фотографировался вместе с главными людьми страны, произносил речи, делал заявления), что очевидная потеря расположения властей Прохоровым шокировала на этой неделе политическую общественность. В четверг 15 сентября его официально сместили с поста лидера партии «Правое дело», которую он возглавлял аж три месяца.
Местные знатоки были вне себя. Это выглядело так, будто новую лошадку Кремля, которую тщательно выхаживали, холили и лелеяли, готовя к декабрьским парламентским выборам, внезапно отправили на живодерню. И самое худшее состояло в том, что лошадка начала взбрыкивать.
В четверг вечером уставший от пережитого в тот день Прохоров дал интервью на радио, в котором он начал называть имена. Кремлевским «кукловодом», стоявшим за его отставкой, был заместитель главы президентской администрации Владислав Сурков, сказал магнат. Это мало кого удивило. Суркова давно уже считают главным хореографом российской внутренней политики, человеком, который регулярно проводит встречи с партийными лидерами из «оппозиции» и с руководителями телевидения, ставя им соответствующие задачи и давая наказы. Поэтому, если кто-то и руководил этими акциями из-за кулис, то таким человеком должен был быть Сурков. Но никогда прежде ведущий актер не поднимал занавес так резко. «Я испытал все это на собственной шкуре, - сказал в том вечер на независимой радиостанции «Эхо Москвы» Прохоров. – У меня есть масса доказательств того, как организовывались и предпринимались различные шаги по вмешательству в работу политических партий».
Доказательства проявились уже в том, как разворачивался скандал. В среду партия Прохорова провела первый день своего ежегодного саммита, начав с предварительных дебатов в отсутствие своего лидера. Но уже через несколько часов съезд принял неожиданный оборот. Группа членов партии начала голосование по главным пунктам повестки дня, в том числе, по вопросу о том, кто будет представлять партию на предстоящих выборах. Десяткам прохоровских сторонников преградили дорогу в зал, а внутри действия возглавлял Андрей Богданов, один из любимых наймитов Кремля. В 2005 году он показал почти идентичный фокус на другой оппозиционной партии, запретив пускать в зал ее лидеров, включая бывшего премьер-министра Михаила Касьянова, а затем проголосовал за исключение их из состава руководства, поменяв этих людей на менее известные и весомые фигуры из партийных рядов.
Прохоров рассвирепел. В тот же вечер он собрал пресс-конференцию и пожаловался, что самозванцы использовали поддельные партийные документы, а также наводнили зал проходимцами, выдающими себя за других людей. Он также подписал распоряжение об исключении их из партии. Это не помогло. На следующий день Богданов и другие члены партии провели очередное заседание съезда на другом конце Москвы в большом зале собраний Международного торгового центра. Все это немного напоминало тайное совещание мафиозных кланов, попасть на которое было не проще, чем на настоящее гангстерское сборище.
В четверг я отправился на поиски Богданова в Международный торговый центр. В конце длинного коридора, где пахло прокисшими щами, меня остановил охранник. Он спросил, куда я иду, осмотрел меня с ног до головы, а затем послал на поиски в другой такой же коридор, где стоял еще один охранник.
Наконец где-то в самой глубине здания я наткнулся на маленький, второпях оснащенный зал, переполненный людьми в блестящих костюмах. Оказалось, что большинство из них это члены «Правого дела» из российских провинций победнее. Быстро проведя голосование, они единогласно отстранили Прохорова от руководства партией, утвердили список кандидатов на выборы и выбрали нового исполняющего обязанности председателя «Правого дела», в чье ухо Богданов периодически что-то нашептывал, когда шло голосование.
Похоже, ни у кого из делегатов не было никаких иллюзий по поводу произошедшего. «Какой смысл что-то скрывать? – заявил мне усатый делегат из выращивающей табак и овец Адыгеи Блягоз Арамбий. – Прохоровское руководство партией было проектом, согласованным с Кремлем. Нельзя просто так нарушать соглашения и вести себя по-старому, как заблагорассудится».
Загадкой остается то, что же такого натворил Прохоров, вызвав гнев Кремля. Во-первых, спор этот выглядел настолько нелепо, что знатоки увидели в нем очередной пиар-ход, показывающий, что Прохоров действительно независимый кандидат, а не кремлевский проект. Но похоже, что скандал зашел уже слишком далеко, чтобы быть трюком. В четверг Прохоров объявил, что отказывается от участия в выборах, сделав это прямо на государственном телевидении, политические сигналы которого Сурков тщательно контролирует. В телепередачах его быстро прекратили называть кандидатом и руководителем партии, вернувшись к старым названиям – миллиардер и олигарх. (Естественно, по государственному телевидению не показали заявления Прохорова о том, что Сурков и Кремль вмешиваются в политический процесс.)
Но Прохоров все равно готовится к борьбе. Прохоровскому делу, наверное, не повредит его состояние в 18 миллиардов долларов. А проведя все лето в активной политической деятельности, он заставил общество прислушиваться к себе. Прохоров заявляет, что в предстоящие недели хочет добиться встречи с руководителями страны Путиным и Медведевым и потребовать от них отставки Суркова. Но поскольку декабрьские выборы очень близко, они, скорее всего, откажутся. Нельзя же увольнять хореографа перед премьерой.
Видимо, Прохоров превратится в самую богатую в России надоедливую политическую занозу. Как и других, его лишат возможности появляться на телевидении, заниматься политикой. И придется миллиардеру кричать свои лозунги из-за сцены. А шоу продолжится без него.