На дворе 2024 год. Мировые экономические перспективы слегка оживились после краха евро. Немцы снова радостно тратят марки, греки вернулись к своей драхме. Почти все лидеры, находившиеся у власти десять лет назад, сметены – Ангела Меркель, Дэвид Кэмерон, даже Сильвио Берлускони неохотно согласился уйти в отставку. Теперь бывший итальянский премьер-министр проводит свои дни на вилле на Сардинии с группой танцовщиц.
И только один лидер бросил вызов железному закону о том, что все политики в конце концов покидают службу. Его имя? Владимир Путин.
Ему уже 71 год, и Путин отработал еще два срока на посту президента России – таким образом, число его сроков, проведенных в Кремле, достигло поразительных четырех, причем последние два длились 12 лет. Он бодрее, энергичнее и решительнее, чем когда бы то ни было: российские государственные телеканалы недавно показывали его героически сражающимся с питоном, после того как тот «сбежал» из московского зоопарка.
В теории, это как раз тот момент, когда Путин должен наконец уйти после четверти века на вершине российской власти. Он уже превзошел Леонида Брежнева (который «рулил» восемнадцать лет) и быстро приближается к товарищу Сталину (с его огромным сроком в 31 год пребывания у власти).
Нелепые прогнозы? Ну, пожалуй, нет. Путин сейчас выдвигается на третий срок на президентских «выборах», которые состоятся в марте будущего года. Человек, который грел для него место в Кремле, Дмитрий Медведев, станет российским премьер-министром. На съезде возглавляемой Путиным партии «Единая Россия» на прошлой неделе Медведев одобрил триумфальное возвращение Путина.
За прошедшие четыре года бедному Медведеву постоянно приходилось жить с пятном на репутации, что несмотря на то, что он занимает высший государственный пост, на самом деле он подчинен Путину.
Если вернуться на минутку в 2007 год, в период до того, как он занял этот пост, то сейчас кажется, что Медведев еще тогда согласился отойти в сторону, отработав только один срок на посту президента. Согласно данным, попавшим в распоряжение общественности в прошлом году, которые разгласила WikiLeaks, в секретных американских дипломатических депешах рисовался забавный портрет отношений Путина и Медведева, аномальных отношений для России, известных как «тандем». В одной из депеш, написанных Эриком Рубиным (Eric Rubin), заместителем посла США в России, предполагалось, что Медведев играет роль Робина при Бэтмене-Путине. Это заставило Путина пожаловаться на американские «высокомерие и спесь».
Путин совершил много сдвигов с 1999 года, когда, после карьеры в тени советских разведслужб, он был выбран в качестве преемника Бориса Ельцина на посту российского президента. Его трансформации отражают судьбу России, которая на волне нефтяного бума обеспечила себе дерзкое поведение и присутствие на мировой арене и была ввергнута в состояние глубокой нестабильности и неуверенности крахом финансовых рынков 2008 года.
Но Путин, вероятно, посчитает крайне сложным проведение реформ, которые приведут к уменьшению властных полномочий Кремля, таких, например, как создание по-настоящему независимой судебной системы, говорит Марат Гельман, который был политтехнологом и союзником Путина в начале 2000-х годов. «Это не просто, потому что ему придется преодолевать то, что он же сам и создал», - говорит Гельман, который ныне владеет художественной галереей в Москве. «Трудно бороться с самим собой. Это другой Путин, но тем не менее это тот же самый Путин. Его тип управления – это властная вертикаль. Это единственный способ, которым он знает, как управлять».
Александр Рар, который написал биографию Путина, вспоминает о неожиданном приглашении от лидера в самом начале его президентства. К тому времени, когда они выпили уже по второй рюмке водки, говорит Рар, разговор начал выглядеть «вполне нормальным». «Сейчас, - говорит Рар, - он никогда не станет встречаться с людьми типа меня, просто чтобы узнать, что думают люди».
В начале президентского срока Медведева присутствовал оптимизм относительно того, что под его верховным руководством может произойти частичная либерализация российского общества, после отката назад при Путине в период 2000-2008 годов в области демократии и прав человека. За плечами Медведева не было опыта работы и взаимоотношений со зловещими российскими спецслужбами. Он говорил о реформах и модернизации. Однако к прошлому году более-менее каждый пришел к выводу, что Медведев и его либеральная «программа» были липовыми.
Избрание Путина предрешено: по данным предыдущих опросов, оппозиционные кандидаты и антикремлевские партии не смогли пробиться в избирательные бюллетени. Путин также может рассчитывать на исключительно позитивное освещение российским государственным телевидением всего, что будет предшествовать его коронации.
Ветер перемен возможно дует над арабским миром, но русских ждет бесконечная путинская эпоха и долгий период политической стагнации.
Это унылая перспектива. Либералы в Москве и Санкт-Петербурге публикуют фотографию Путина, подправленную таким образом, чтобы он выглядел похожим на Брежнева – даже со знаменитыми брежневскими бровями.
Международную реакцию вряд ли можно назвать восторженной. Мировоззрение Путина рефлексивно антизападное. Он не верит, что западные страны являются подлинными, настоящими демократиями.
Некоторые комментаторы делали предположения, что Путин устал быть российским лидером. Однако логика путинского коррумпированного государства, построенного по принципу властной вертикали, гласит, что он вынужден продолжать. Что самое важное, Путину грозит перспектива расследований относительно его предполагаемых тайных активов, если он когда-либо решит уйти. По данным американских дипломатов, его мотивацией является гарантирование безопасности его собственных активов и активов его «ближнего круга». Никто точно не знает, сколько стоят Путин и его друзья. (Некоторые из них постоянно фигурируют в списке богатейших людей мира, ежегодно составляемом журналом Forbes). Но суммы, о которых идет речь, предположительно составляют многие миллиарды долларов.