Владимир Путин станет президентом, уверена 30-летняя Елена, коренная москвичка, общающаяся с подругой в Александровском саду у кремлевских стен. Елена, как и многие россияне, предпочитающая не называть свою фамилию при разговорах о политике, говорит, что она даже не уверена в том, что пойдет на выборы. «Все уже решено, - заявляет она по-русски. – За кого бы мы ни проголосовали, будет одно и то же».
В России сейчас идет избирательный сезон. В декабре должны состояться парламентские выборы, в марте - президентские. Однако все понимают, кто победит, и избирательная кампания не слишком будоражит избирателей. Несмотря на похвальбу чиновников о том, что в избирательных бюллетенях будет представлен весь политический спектр – от коммунистов до националистической «Либерально-демократической партии», включая, конечно, правящую «Единую Россию», - многие жалуются на то же, на что и Елена.
Проблема в том, что многие россияне считают процесс кукольным театром, в котором Кремль дергает за ниточки. Даже оппозиционные партии нельзя на самом деле назвать независимыми, говорят критики, а более новые партии – это откровенные креатуры Кремля.
Четыре года назад в парламент уверенно прошла партия левого толка «Справедливая Россия», в этом году ее лидер был отвергнут Кремлем. Экономически либеральная партия «Правое дело» обещала показать на предстоящих выборах хорошие результаты. Однако больше от нее этого не ждут – ее лидер Михаил Прохоров, миллиардер и владелец баскетбольного клуба «Нью-Джерси Нетс», был смещен на сентябрьском съезде партии. В своем смещении он обвиняет Кремль. Николай Петров из Московского центра Карнеги утверждает, что кандидаты попадают на выборы только с позволения Кремля.
«Кремль выглядит как повар, который контролирует приготовление всех блюд. Какое бы из блюд ни было заказано, повара это вполне устроит, говорит он. – Проблема в том, что популярность постепенно теряет ресторан в целом».
Это не означает, что Путин не популярен – он популярен. Эксперты согласны с тем, что он победил бы даже на абсолютно открытых выборах. В том же Александровском саду Татьяна Козлова заявила, что она будет за него голосовать. «Я пойду на выборы, так как я не стыжусь голосовать за действующее правительство и за президента», - говорит она по-русски.
Путин очень популярен, но это не относится к его партии «Единая Россия». Ее прозвали «партией жуликов и воров», и это прозвище прижилось – по крайней мере, в крупных городах, в частности в Москве и в Санкт-Петербурге.
Павел Данилин, редактор политического сайта и консультант «Единой России», считает, что отсутствие заслуживающих доверия оппозиционных партий означает, что «Единая Россия» вынуждена быть сразу всем сразу для всех, а это просто невозможно.
«Некоторые тенденции, особенно в больших городах, нас беспокоят, - говорит он. – Молодежь в больших городах, интеллигенция ... настроены против “Единой России”». По словам Данилина, это может значить, что правящая партия получит меньше 50 % голосов в некоторых больших городах – таких как Санкт-Петербург. Это стало бы проблемой: все, что меньше абсолютного большинства, будет считаться провалом.
Читать еще: Россия, застывшая в упадке
Центральная избирательная комиссия выпустила видеоролик, в котором пытается продемонстрировать, что избирательному процессу можно доверять. Ролик под названием «Высокотехнологичные выборы» объясняет процедуры безопасности и демонстрирует, как бумажные бюллетени будут автоматически сканироваться и размещаться в урнах. Однако опросы общественного мнения показывают, что, по мнению большинства россиян, на выборах будут фальсификации в пользу «Единой России».
Помимо действующей с одобрения Кремля «официальной оппозиции», в России существуют и политические партии, активнее выступающие против Путина и «Единой России», однако они не могут принимать участие в выборах. Партия народной свободы (ПАРНАС) – одна из них. При этом она все равно призывает людей приходить на избирательные участки – но только для того, чтобы они могли испортить свои бюллетени. ПАРНАС надеется, что благодаря этому результаты выборов труднее будет подтасовывать, и к тому же «Единой России» достанется меньшая доля голосов.
Молодой активист ПАРНАСа Антон Емелин признает, что этого будет трудно добиться. «Мой враг не Путин, не Медведев и не “ Единая Россия”, мой враг в том, что никого ничто не волнует», - говорит он.
По словам 23-летнего активиста, многие из его друзей просто игнорируют политику. В сущности, он сталкивается с той же проблемой, что и одобренные Кремлем партии – ему нужно убедить россиян голосовать, несмотря на то, что они уверены, что это ничего не изменит.