Словно в напоминание об эпохе холодной войны, Германия недавно арестовала супружескую пару, подозреваемую в том, что она была «спящей ячейкой» российской разведки.
Новость по большей части прошла мимо внимания англоязычных средств массовой информации, и еще предстоит посмотреть, как она скажется на российско-германских отношениях. Но аресты представляют собой первый случай с падения Берлинской стены, когда предполагаемых русских шпионов арестовывают на немецкой земле. Для Бена Джуды, лондонского политолога и специалиста по России в Европейском совете по международным отношениям, это событие подчеркивает растущие проблемы, с которыми сталкивается российский аппарат разведки.
Подробности: Недовольство в стане силовиков
«Разведывательные агентства в России – крупны, раздуты и не полностью реформированы», - говорит Джуда, который заявил Trend Lines в четверг, что значительная часть активности, осуществляемой российской Службой внешней разведки (СВР) – агентства, являющегося преемником КГБ в области международных операций – продолжает основываться на советской модели.
«В те времена единственным способом, которым русские могли получить разведданные из немецкого города, было иметь шпионов, которые физически там проживали, - объясняет он. - Отсюда наличие агентов и спящих ячеек, собирающих информацию в тех условиях, когда мы жили в совершенно разделенном мире».
Пара, арестованная на прошлой неделе, как подозревается, шпионила на КГБ еще до падения Берлинской стены в 1989 году. Они были взяты в Марбурге, городе с 80-тысячным населением к северу от центральногерманского города Франкфурта. Хотя власти не предоставили никаких конкретных деталей и подробностей, по данным Джуды, в российском аппарате разведки «много негодных людей, и хотя в данный момент это только слухи и спекуляции, лично моя предпосылка заключается в том, что данный случай – это часть этой проблемы».
Подробности: Привет Ангеле Меркель от Юрия Владимировича
Он признал, что данный случай вряд негативно скажется на германо-российских отношениях, отметив, что Германия не только является самым крупным рынком для российского природного газа, но и представляет собой одного из крупнейших иностранных инвесторов в России.
Но хотя аресты, возможно, и не окажут немедленного эффекта, они проливают свет на более широкую активность российской разведки в Европе, основной центр внимания которой, по словам Джуды, в последние десять лет переключился на «более коммерческую форму сбора разведданных».
Вдобавок к стремлению заполучить корпоративные секреты в области высоких технологий, критически важных для российских усилий по извлечению газа, как говорит Джуда, подобные операции также стали центральным местом попыток раскрытия компрометирующей информации о западных лидерах. «Показать, что западные чинивники – лицемерны, остается ключевым желанием российской пропаганды», - говорит он.
Джуда также отметил присутствие российской элиты в западноевропейском обществе. «Много российской культуры, российского бизнеса и в определенной степени российской политики присутствует в Евросоюзе, и значительное количество российской элиты хранит свои деньги в ЕС, - сказал он. - Отсюда много разведки, которая отслеживает движение денежных средств».
Также проблема в том, что хотя традиционный западный фронт российской шпионской деятельности продолжает оставаться приоритетом, потенциально большее давление на разведку в плане вызовов оной начинает оказываться на Москву с другой стороны мира.
Подробности: Ссора по оборонному вооружению: Россия арестовала китайского «шпиона»
Джуда отметил также и раскрытие Россией ранее в этом месяце информации о том, что она арестовала подозреваемого китайского шпиона, обвиненного в попытке приобрести российские военные секреты – в частности, информацию, связанную с российской зенитной системой. «Сейчас это вызывает все большую озабоченность в Москве, - сказал он, - я имею в виду то, что Россия сталкивается с давлением в области разведки со стороны Китая, и что Россия стала слишком евроцентричной в плане своей разведдеятельности».