Екатеринбург, Россия – На прошлый Хэллоуин в Екатеринбурге оппозиция организовала смелую демонстрацию, изобразив Владимира Путина графом Дракулой, а президента Дмитрия Медведева Франкенштейном. Менее значительные политики превратились в сборище оборотней и мумий и, облизывая губы, они пили людскую кровь – клюквенный сок.
«Люди смеялись,- рассказывал Евгений Легедин, один из организаторов демонстрации.- Это самое сильное оружие против диктаторов. Они этого не выдерживают».
Спустя год после этого события активисты Екатеринбурга расплачиваются за свое бесстрашие. Легедин сейчас находится в Англии и ищет политического убежища. Максим Петлин, откровенный член городского совета заключен под стражу по обвинению во взяточничестве. Сергей Кузнецов, который давно уже является диссидентом, бежал в Израиль. Еще один активист на прошлой неделе тоже уехал в Британию. Критик правительства Игорь Коныгин продолжает бороться, несмотря на угрозы ареста в любой момент.
«Власти полагают, что люди все должны думать одинаково,- сказал Коныгин, который уже отбыл один срок в тюрьме.- Поэтому все, кто высказывается против, оказываются в тюрьме. Это служит предупреждением для остальных».
Легедин утверждает, что власти Екатеринбурга, четвертого по величине города России, где большевики убили царскую семью, за последний год стали менее терпимыми, чем обычно, поскольку приближаются парламентские выборы в декабре. Правящая партия «Единая Россия» полагает, что менее 60% голосов на выборах будет означать недопустимый проигрыш. По его словам, в 2008 году в Екатеринбург из Москвы был отправлен посланник президента, чтобы обеспечить высокий процент на выборах.
Если Единая Россия продемонстрирует некоторую слабость, все прогнозы российской политики изменятся. Партия воплощает собой власть премьер-министра Владимира Путина над страной. И, поскольку он планирует вернуться на пост президента в результате выборов в марте будущего года, он хочет выглядеть более сильным, чем когда-либо, теперь, когда экономика и общественный договор находятся в напряжении.
В четверг либеральный политик Леонид Волков был лишен права участвовать в выборах в местные законодательные органы, после того как эксперт по подчерку заявил, что 77 подписей на его петиции оказались поддельными – Волков подсчитал, что у эксперта на оценку каждой подписи ушло 7,5 секунд. В конце концов, 154 подписи были признаны недействительными, некоторые из них - по причине того, что имена были написаны с большей скоростью, чем даты рядом с ними. Волков подает иск.
Читайте также: Российские выборы превращаются в цирк
В феврале Петлину, активисту партии «Яблоко», было предъявлено обвинение в получении взятки от влиятельной строительной компании за то, чтобы Петлин прекратил свою компанию против строительства торгового центра на месте парка и частично кладбища.
По словам Вячеслава Башкова, члена общественной комиссии, которая следит за соблюдением прав человека в тюрьмах Свердловской области, во время слушания зал суда заполнила сотня человек, готовых воспрепятствовать содержанию Петлина под арестом, пока идет следствие.
«Это выглядело практически как маленькая революция,- сказал Башков.- Его освободили».
Петлин, которому сейчас 38 лет и который является единственным представителем партии «Яблоко» в городской Думе, продолжил бороться против строительства торгового центра. 26 августа приказ о его освобождении отменили, и его поместили в следственный изолятор №1, настолько переполненный, что, по словам Башкова, в каждой камере находится в два раза больше человек, чем позволяет ее площадь. Люди спят на полу и по очереди на кроватях. Туберкулез и гепатит там совсем не редкость. «И мы говорим о невиновных людях, которых еще не судили»,- добавил Башков.
Несколько дней назад срок задержания Петлина был продлен до 22 декабря, поскольку прокуратура еще не готова выступить с обвинениями против него.
«Я думаю, он примерно представлял себе уровень коррупции,- сказала жена Петлина Татьяна,- но никто из нас не мог даже предположить такого».
Отсроченные последствия
Петлин был членом движения «Стратегия 31», которая организовала тот протест на Хэллоуин и каждого 31-го числа выступает с демонстрациями в поддержку 31 Статьи Конституции Российской Федерации, которая гарантирует свободу собраний. В других городах зачастую не позволяют проводить эти выступления и разгоняют демонстрантов, но в Екатеринбурге им позволили проходить. Однако здесь последствия проявились несколько позже.
В середине июля следователи обвинили Легедина и Коныгина в клевете, уголовном преступлении, из-за того, что те на площади держали фотографию главного прокурора с надписью под ней «Нет коррупции». Такое преступление может повлечь за собой тюремный срок до 3 лет.
Легедин испугался. Ранее летом он подал заявление на получение британской визы, надеясь поехать в Англию в августе или сентябре. Получив визу в августе, он сразу уехал. В аэропорту Хитроу он попросил о политическом убежище, оставив в России работу в фармацевтической компании.
«Я не хотел уезжать из своей страны,- заявил он.- Но если бы я остался, я отправился бы в тюрьму. А я этого не хочу».
Читайте также: Критик Кремля Немцов и еще двое оказались в тюрьме
Кузнецов, 54-летний журналист и активист борьбы за права человека, по словам своей жены Ольги Моисеевой, развернул серьезную кампанию в поддержку Петлина. Власти еще не простили его за то, что он выиграл дело в Европейском международном суде по правам человека, который в 2008 году поддержал право на свободу мирных собраний в России. В мае до него стали доходить слухи, что власти уже достаточно от него натерпелись и собираются его уничтожить. Кузнецов решил, что ему лучше бежать.
По словам Моисеевой, после того как он добрался до Турции и Израиля по туристическим визам, он принял решение полететь в Британию без визы. Это оказалось серьезной ошибкой. Ему запретили садиться в самолет и арестовали. Она говорит, что Израиль хочет депортировать его в Россию. Сейчас он остается в израильской тюрьме, пытаясь найти страну, которая его приняла бы.
От слов к делу
Коныгин был подполковником милиции в 2003 году, когда его начальники попросили прикрыть их в мошенничестве, подписав, по его словам, фальшивые документы для того, чтобы они могли получить долю из федеральных фондов, поступающих из Москвы.
«Я отказался,- сказал он, - и был уволен».
Оспорив свое увольнение, он вернул себе работу. Неделей позже, 29 декабря 2004 года, ему предъявили обвинение в краже тех денег – суммы в рублях, эквивалентной 200000 долларов – бумаги на которые он отказался тогда подписать. После двух лет, проведенных в следственном изоляторе, его приговорили к четырем годам тюрьмы. Без его ведома его сестра, которой сказали, что освободят его в случае частичного возмещения убытков, продала свою квартиру и заплатила 50000 долларов. Это не помогло.
В сентябре 2007 года, дом его родителей в деревне в 25 милях от Екатеринбурга сгорел по невыясненным причинам. У противопожарной службы в тот момент не нашлось воды, как рассказал Коныгин. Его 70-летний отец погиб в пожаре.
«Мне не разрешили поехать на похороны», - сказал он.
После его условно-досрочного освобождения в 2008 году, он начал кампанию, чтобы восстановить свое честное имя. Вскоре полиция выдвинула обвинения против него и потребовала возмещения оставшихся 150000 долларов.
Коныгин, которому сейчас 43, и его жена держат магазин цифровых товаров. Его столкновение с властями пугает ее, и они ссорятся по этому поводу. Но у них трое детей, и он не хочет, чтобы дети слышали, как их отца называют вором.
«Если мы хотим когда-нибудь установить власть закона, нам нужно переходить от слов к делу,- сказал он.- Я решил действовать».
В июле его вместе с Легединым обвинили в клевете. Однако он не намерен бежать.
«Я здесь родился,- говорит он.- Это мой родной город и я его люблю».