Вот выдержки из интервью с бывшим советским лидером Михаилом Горбачевым в Берлине в среду.
О концепции гражданства в России
«Я бы сказал, что корни уже есть, но эти корни еще не крепко сидят. Политическое руководство, государственное руководство, а также экономика, очень осторожны и осмотрительны, когда имеют дело с гражданским обществом. Если бы мне нужно было охарактеризовать гражданское общество в России сегодня, я бы сказал, что оно медленно начинает шевелиться».
Еще по теме: Путин и его Россия не заслуживают такой критики
«Гражданское общество играет центральную роль, очень важную роль. Через гражданское общество осуществляется реальный контроль. И во-вторых, я бы сказал, и это не менее важно, хотя и я упоминаю об этом вторым номером, что мы должны удостовериться, чтобы все демократические институты реально функционировали, а не были имитацией и показухой, как сегодня. Парламент, судебная система, суды».
О том, за кого он будет голосовать на грядущих российских парламентских выборах:
«Мне еще нужно подумать об этом. Что касается платформ, я рассматриваю «Яблоко» (либеральная оппозиционная партия). Коммунисты сильнее, чем «Яблоко», потому что они представляют собой остатки старой партии с сильной структурой. Я бы не стал голосовать за них, но тем не менее я желаю Коммунистической партии успеха. Наиболее вероятно, что я буду голосовать за «Яблоко».
«Я уверен, что «Единая Россия» останется у власти. Эта партия полностью использует все ресурсы, все средства… Эта партия предоставляет финансовую поддержку, в самых разных направлениях, и разным группам в обществе. Военные получат больше, они удваивают и утраивают их зарплаты. Пенсионеры получают больше денег. Все это предвыборные подарки. Эта партия делает все, чтобы остаться у власти. Я не знаю, преуспеют ли они, потому что недоверие к партии растет».
Подробнее: Горбачев сводит счеты с российским премьер-министром Владимиром Путиным
«Я думаю, Маргарет Тэтчер избиралась трижды, правильно? Я знаю, что было много людей, кто был недоволен ею, но ее, тем не менее, переизбрали. А впоследствии наступил какой-то момент времени, когда ее собственная партия больше не хотела, чтобы она оставалась у руля, так? Так что бывает много чего, чего нельзя предвидеть. Но «Единая Россия» (партия премьер-министра Владимира Путина) чувствует, что они теряют власть и утрачивают симпатии. И конечно они рассчитывают на руководство со стороны своих политических лидеров. Но и политические лидеры теряют престиж и авторитет. Может так случиться, что перед президентскими выборами ситуация как-то переключится».
Об арабской весне:
«В этих странах раньше не было реальной демократии. У власти были кланы, которые полностью закоснели, стали негибкими. И так продолжалось в течение где-то двадцати, а где-то и сорока лет. А гнев накапливался. А это означает, что даже если у власти военные, или короли, а на самом деле и короли могли бы принять участие в процессе демократизации, если бы хотели. Каждая конкретная страна должна решать за себя».
«То, что только что произошло в Северной Африке, должно стать уроком для других. Общество никогда не должно превращаться в пруд со стоячей водой, без движения. Это самое важное. И второй урок – в том, что люди не будут мириться с демократией, принесенной бомбами и танками. Ни НАТО, ни другие не уйдут безнаказанными. Не стоит забывать об этом. Есть много уроков, которые можно извлечь из арабской весны».