Это кажется невероятным, но такая возможность существует, и ее в последнее время активно муссирует ряд российских аналитиков по мере продвижения обсуждений между Туркменистаном и его потенциальными европейскими партнерами по вопросу о Транскаспийском газопроводе (ТКГ).
Вот, например, что пишет «Независимая газета»:
«Строительство ТКГ будет означать де-факто признание раздела Каспия на сектора. Это для России совершенно неприемлемо, и ей придется действовать в духе операции по принуждению Грузии к миру. "На этот раз придется принуждать Ашхабад и Баку к соблюдению международного права. Возможно, что и путем авиаударов, если они по-другому не понимают, – считает [Михаил] Александров [из Института стран СНГ]. – После того что НАТО делали в Югославии, Афганистане, Ираке и Ливии, каких-либо сдерживающих барьеров – будь то моральных или правовых – против применения Россией силы на Каспии просто не имеется"».
А информационный портал News.Az взял интервью у гендиректора российского Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Константина Cимонова:
«Многие называют меня сторонником жесткого курса, и я не отрицаю, что вопрос о том, готова ли Россия снести подобное откровенное неуважение, является вопросом государственного престижа. Если Россия позволит обращаться с собой таким же образом, как поступил Таджикистан пару дней назад своим процессом над командой российского воздушного судна, то и Транскаспийскиий газопровод станет возможным.
На данном этапе мы пока видим, что без поддержки со стороны Вашингтона и Брюсселя Туркменистан не готов идти на риск. Я очень сомневаюсь, что Россия потерпит это. Более того, возможна очень жесткая реакция вплоть до военного конфликта на Каспии.
Готов ли Туркменистан к этому? У меня имеются серьезные сомнения на сей счет».
Читайте также: ЕС принимается за план Транскаспийского трубопровода
А вот что сообщает ИА Regnum.ru:
«В середине октября президент России Дмитрий Медведев провел совещание с постоянными членами Совета безопасности по вопросам взаимодействия с ЕС и проблемам Транскаспийского газопровода. Глава России подчеркнул, что Россия должна сформулировать свою позицию и "довести ее до сведения наших каспийских партнеров в случае принятия ими тех или иных решений"».
Россия определенно заинтересована в том, чтобы не пустить туркменский газ в Европу, поскольку это приведет к сокращению доли «Газпрома» на европейском рынке. Учитывая, что это может существенно урезать доходы РФ от поставок природного газа, игравшие ключевую роль в российском буме последнего десятилетия, задача не допустить воплощения этого проекта в жизнь однозначно отвечает национальным интересам. Но означает ли это, что Россия прибегнет к авиаударам по Азербайджану и Туркменистану, как полагает Александров?
Читайте также: На шахматной доске Каспийского моря вырисовывается эндшпиль
Бомбить другое государство лишь за строительство трубопровода – это уже что-то из ряда вон выходящее. Так что России (и здесь мы переходим в область крайних предположений) для вмешательства понадобится какой-то предлог, правда, придумать подходящий применительно к данному региону довольно затруднительно.
В любом случае, можно почти с уверенностью сказать, что недавняя воинственная риторика прокремлевских обозревателей является не более чем бряцанием оружием, призванным напугать потенциальных партнеров и инвесторов. Но если они не испугаются, и реализация проекта продолжится, события могут принять интересный оборот.
Джошуа Кучера является независимым вашингтонским журналистом, специализирующимся на освещении проблем безопасности в Центральной Азии, на Кавказе и Ближнем Востоке, а также редактором блога «The Bug Pit» на сайте EurasiaNet.