Карьеры российских олигархов, пытавшихся выступить против Кремля через СМИ или через свое участие в политике, обычно ничем хорошим не заканчивались.
Нефтяной магнат Михаил Ходорковский, поддержавший оппозиционную партию, сидит в тюрьме с 2003 года, и был осужден в 2005 году по обвинениям в уклонении от уплаты налогов и мошенничестве.
Владимир Гусинский и Борис Березовский, оба владевшие СМИ, критиковавшими правительство, бежали из страны.
Читайте еще: Березовский об изменениях в России, которые нельзя остановить
В 1990-х оппозиция Кремлю была обычной практикой для олигархов, говорит Генри Гейл, директор Института европейских, российских и евразийских исследований в Университете Джорджа Вашингтона.
Но после того, как Владимир Путин стал президентом в 2000 году, «он начал наказывать заметных бизнесменов/олигархов в назидание другим», говорит Гейл.
По словам Гейла, Ходорковский, бывший в свое время богатейшим человеком России, создавал организацию, которая могла бы послужить платформой, с которой можно было бы бросить Путину вызов в 2004 году. «Его реальным проступком была мобилизация кампании, которая казалась направленной на президентство», - добавляет он. Заключение Ходорковского в тюрьму «послужило примером большинству остальных», говорит Гейл. «С тех пор мы не видели, чтобы много других крупных бизнесменов открыто бросали бы вызов правительству».
Вместо этого, говорит он, богатые россияне остерегаются привлекать к себе гнев Кремля. «Они либо затаились, либо активно поддерживали руководство в Кремле».
Теперь пришла очередь Михаила Прохорова, владельца баскетбольной команды New Jersey Nets, чье состояние в 18 миллиардов долларов делает его одним из богатейших людей мира. В понедельник он объявил, что примет участие в президентских выборах, бросая вызов Путину.
Хотя Прохоров вряд ли сможет победить Путина, судьба может оказаться к нему милостивей, чем ко многим из его коллег-олигархов, говорит профессор исследований России и истории в Нью-Йоркском университете Стивен Коэн.
Читайте еще: Алишер Усманов показал немного "Власти"
«Он бы не стал этого делать без поддержки Путина или окружающих Путина людей, - сказал Коэн в телефонном интервью. – Он не независимый актор… его богатство по-прежнему зависит от одобрения Кремля».
По словам Коэна, написавшего книгу «Судьба Советов и потерянные альтернативы» (Soviet Fate and Lost Alternatives), как и все оставшиеся в России и не потерявшие своего богатства олигархи, Прохоров достиг с Кремлем политических и, вероятно, финансовых договоренностей.
Среди активов Прохорова - запасы полезных ископаемых, остающиеся под землей. «Он хотел бы продать их полностью или хотя бы контрольную долю западным странам, чтобы получить прибыль наличными, пока его политическое положение еще в порядке», - говорит Коэн.
Но он говорит, что западные компании не будут иметь с ним или с любым другим олигархом дело, если подобные инвестиции не одобрит специально созданная для этого комиссия. «А председателем комиссии является Путин».
Это означает, что Прохоров вряд ли сделает что-то, чтобы вызвать раздражение Путина, говорит Коэн.
Так почему же он вступил в гонку против него?
По состоянию на сегодня, соперником Путина в президентской гонке будет Геннадий Зюганов, давний лидер Коммунистической партии, представляющей в стране, по словам Коэна, единственную реальную оппозицию.
Хотя у нее нет масштабного финансирования, партия хорошо организована и эффективна и может превратить Зюганова в более внушительного соперника на мартовских выборах, говорит Коэн. Этот сценарий еще более вероятен, если Зюганову отдадут свои голоса протеста тысячи россиян, вышедших в последние дни на улицы, добавляет Коэн.
Еще по теме: Прохоров - фиктивный соперник Путина?
Если демонстранты и симпатизирующие им являются, как отмечают некоторые наблюдатели, членами состоятельного среднего класса, «то имеет смысл выдвинуть на голосование кого-то помимо коммунистов, если хочешь разделить антипутинские голоса», говорит эксперт. «Они проголосуют за так называемого успешного бизнесмена».
Кандидатура Прохорова наверняка уведет антипутинские голоса от коммунистов и раздели оппозицию, говорит Коэн.
«Они думают, что знают, что делают, и, видимо, так и есть», - добавляет он.
Но Гейл не согласен с тем, что кандидатура Прохорова это фальшивка. «Иногда теории заговора это на самом деле лишь теории заговора, - сказал он в ходе телефонного интервью. – В этом конкретном случае, все кажется реальным». Ссылаясь на гражданские волнения, прокатившиеся по России, он сказал: «люди вроде него чувствуют, что сейчас самое время критиковать Кремль».
Тем не менее, Гейл признает, что Прохоров, похоже, подстраховался. «Он критикует людей вокруг Путина, но не самого Путина».
Но даже если псевдо-кандидаты примут участие в выборах, это необязательно окажется для демократии дурным предзнаменованием, говорит Коэн. Наличие выбора «это основание демократическое системы», добавил он.
Профессор Джорджтаунского университета Харли Балцер говорить, что одним из фактов, указывающих на то, что Прохоров может быть искренен в своих предполагаемых усилиях по смещению Путина, может быть то, что его сестра руководит псевдо-академическими журналами, финансируемыми ее братом и часто критикующими Кремль. Но и он признает, что не все ясно. «Это важная история; хотелось бы знать, что там, черт побери, происходит», - сказал он в телефонном интервью.