Как и многие наблюдатели за Россией, я был немного ошеломлен масштабом и напором протестов, начавшихся после выборов в Думу. Очевидно, что предсказать их будущий курс невозможно: хотя на грядущий митинг в Москве в «Фейсбуке» записалось уже более 20 тысяч человек, не исключено, что зимние холода остудят жар внезапно ожившего городского среднего класса. Тем не менее, кажется, что они предвещают некий переломный момент в истории страны.
Тот факт, что россияне, как будто из ниоткуда, вдруг вновь открыли для себя политику, кажется мне практически безоговорочно позитивным. Мне давно казалось, что клише, согласно которому россияне аполитичны и безразличны, это не более, чем клише, но за последние недели и месяцы мы увидели практически беспрецедентные уровни интереса и вовлечения в политическую жизнь, и многие из тех, кто действительно был аполитичен в нулевое десятилетие 21-го века, внезапно заинтересовались проведением выборов.
Мне кажется, что для общества, которое после краха коммунизма было столь раздробленно, незапланированное и спонтанное, хотя и условное, создание гражданских и общественных групп зрело уже давно: сегодня российское общество просто слишком богато, образованно и хорошо развито, чтобы оставаться столь же социально раздробленным и упорно аполитичным, как в прошлое десятилетие.
Меня беспокоит не то, что люди мобилизуются, организуются и подают свой голос: чем больше людей будут требовать, чтобы власти уважали их гражданские права, чем менее терпимо они будут относиться к вороватым чиновникам, и чем больше они будут возмущаться бюрократическими проволочками и глупостью, тем лучше для России.
Меня беспокоит не пробуждение общества, а невероятная небрежность, с которой участники оппозиции, особенно члены устоявшейся либеральной оппозиции, понимают принципы демократии. У многих российских либералов существует детская, практически карикатурная концепция «демократии» и ее возможностей как политической системы. Практически в любой статье можно встретить людей вроде Бориса Немцова, Ильи Яшина или Владимира Рыжкова, описывающих, как будет выглядеть «демократическая» Россия, и непонятно, они наивны или просто невежественны. Демократическая Россия, говорят они, никогда не потерпит коррумпированной бюрократии, нечестных судей, безразличных политиков, ухабистых дорог, опаздывающих поездов, дорогой еды или дорогостоящей ипотеки.
Еще по теме: Бунт среднего класса не за кусок хлеба
Ну, не хочу никого разочаровывать, но я буквально работаю в демократическом правительстве, в старейшем демократическом правительстве мира, и рассказами о том, сколько нерадивости, глупости, жадности и коррупции я вижу ежедневно, можно заполнить многие тома. Я знаком с высокопоставленными сотрудниками федерального правительства, номинально ответственными за разработку сложных компьютерных систем, которые неспособны самостоятельно справиться с айфоном. Я взаимодействовал с федеральными чиновниками, ответственными за контроль над контрактами, которые ежедневно приходили на работу «на рогах», но которых нельзя уволить из-за профсоюзных правил. Я даже встречал одного или двух сотрудников федерального правительства, по поводу которых я готов был бы поспорить, что они функционально неграмотны.
Таким образом, даже в широко известном своей либеральностью и репрезентативностью правительстве можно найти очень много трухи, достаточно, чтобы заставить интеллектуально честных людей испытывать отвращение и тошноту. Ну, хорошо, так являются ли демократические правительства более честными, прозрачными и эффективными, чем их авторитарные и псевдо-авторитарные аналоги? Как правило, да. Но коррупция, воровство и невежество – это базовые и неизбежные составляющие человеческого состояния; их можно уменьшить и иногда контролировать, но никогда нельзя изгнать или уничтожить.
Почему я говорю это? Не для того ли, чтобы попытаться и отвлечь ваше внимание от грехов «Единой России»? Неужели я без нужды бубню о недостатках тех молодых россиян, что смело борются против неправедного режима? Нет, вовсе нет. Я привлекаю внимание к недостаткам демократии, и они очевидны, потому, что слушать стоит лишь ту демократическую оппозицию, которая осознает эти недостатки и имеет реалистичное представление о том, что такое демократия и как она работает. Лишь такая оппозиция сможет провести позитивные перемены. Нет никакого «секрета», зная который можно создать общество, которое было бы справедливо, открыто для всех и толерантно – нет никакой формулы, которую можно «применить» к национальной культуре и все равно получить нужные результаты. Свободные и справедливые выборы не означают, что, как по мановению волшебной палочки, все проблемы исчезнут: выборы не приведут к появлению дорог из ничего, они не могут заставить бюрократов больше работать, а экономику расти.
Читайте еще: Что больше беспокоит Путина - переизбрание или гидроразрыв пласта?
Демократические системы могут работать и преуспевать благодаря постоянному вкладу частных граждан и многочисленных групп, которые они организуют и ведут за собой. По-настоящему функционировать демократической системе позволяет ответственность и активное участие населения страны, а не простая практика проведения свободных выборов или проведение политики, получающей поддержку большинства.
Более того, я бы хотел напомнить всем тем россиянам, кто (по понятным причинам!) чрезвычайно зол на каждодневные высокомерие и невежество «Единой России», что способность страны к управлению гораздо важнее ее уровня демократии. Россия это сложная и зачастую противоречивая страна, и если будущее демократическое правительство надеется выжить, оно должно быть способно действительно привести страну к экономическому росту, появлению новых возможностей, улучшению жизненных стандартов и социальной справедливости. Это трудная задача, и к ее выполнению нельзя подходить бездумно.
Знание о том, что у демократии есть свои ограничения, сильно отличается от сопротивления ей: я искренне надеюсь, что российскому обществу удастся подтолкнуть свое правительство в сторону большей справедливости и репрезентативности. Но важно сдерживать свои ожидания и еще важнее четко и точно понимать, от чего страдает Россия (не от того, что Кремль «авторитарен»). Основываясь на их опыте, полученном в 1990-х, я полагаю, что россияне уже выучили этот урок, но мне кажется, повторить его все-таки стоит.
Практически исчерпав возможности своей существующей экономической структуры, Россия сегодня стоит перед лицом очень непростых вариантов развития, которые в ближайшие годы, вероятно, причинят боль и неудобство большим сегментам российского общества. Худшее, что может в этом случае произойти, это если «демократия» будет ассоциироваться с тяготами этих реформ, и таким образом сама ее концепция вновь окажется дискредитирована в глазах большинства. Так что безусловно, давайте выберем более репрезентативную Думу, и давайте проводить более честные выборы, но давайте также не забывать о том, что скоро только сказка сказывается, и что для того, чтобы Россия навсегда изменилась в лучшую сторону, требуется сделать гораздо больше, чем просто сменить «партию жуликов и воров».