Стоит ли чего-то нынешний российский протест? В нем принимает участие только кучка, хотя, возможно, уже довольно большая, недовольных людей, у которых нет ни программы, ни лидера. Это протестное движение – не партнер для власти, смеются Владимир Путин и его люди над теми, кто пришел три недели назад на Болотную площадь в Москве, а в прошлую субботу - на проспект Сахарова.
Для власти это, как тут говорят, «болото» - бесформенная масса без головы и цели. Пошумит и перестанет бурлить. Нет повода садиться с чем-то таким за круглый стол, о котором до тошноты твердят сегодня комментаторы независимых российских газет, припоминая опыт Испании, Чили, а чаще всего - Польши.
Ведь круглый стол – это не место для масс, а, как говорят в Кремле, чтобы заглушить свой страх, протест Болотной, проспекта Сахарова и многих других мест в России, действительно, не имеет лидеров, т.к. сами демонстранты безжалостно их уничтожают.
Читайте еще: 7 россиян, которые бросили вызов Путину
Это верно: ни один из известных политиков-оппозиционеров бунт не возглавит. Публика с проспекта Сахарова умна и обладает хорошей памятью: она дисквалифицирует тех, кто уже был у власти.
Когда перед ней со сцены пытался выступать Михаил Касьянов, ставший сейчас одним из оппозиционных лидеров, толпа скандировала ему в ответ: «Отдавай два процента». К бывшему министру финансов (при Борисе Ельцине) и премьеру (при Путине) приклеилось прозвище «Миша два процента», т.к. именно столько он якобы брал с каждой одобренной им сделки.
Толпа на этой демонстрации освистала и Бориса Немцова, потому что он был вице-премьером и одним из кандидатов на роль преемника Ельцина, и главу демократического «Яблока» Григория Явлинского - за нерешительность и постоянные распри со всеми, и националистов – этих как раз за все в целом.
Однако протестующая Москва не только уничтожает, но и выбирает, и освистывала на манифестации не всех. Она внимательно слушала двух очень разных ораторов: Дмитрия Быкова и Алексея Навального.
Читайте еще: Оппозиция хочет говорить с Кремлем
О последнем – юристе, популярном блогере и человеке, борющемся с коррупцией – в последнее время в мире говорится много. Именно он занимается сайтом «РосПил» (от слов «Россия» и «пилить» - обворовывать, в данном случае государственный бюджет), пытаясь проникнуть в финансовые тайны крупных государственных фирм: таких как «Газпром» или «Роснефть», из касс которых, как утверждает Навальный, люди Путина и сам премьер ненасытно перекладывают в свои карманы миллиарды долларов.
Хотя Навальный только недавно дебютировал в политической сфере, он хитрый политик, а к тому же искусный популист. Он заявляет, что он либерал, но чувствуя, что на рынке общественной российской жизни ходовым товаром стал великорусский национализм, ходит на «Русские марши» и называет себя верным приверженцем православия.
Вдобавок он радикален: именно он на проспекте Сахарова обещал, что протестующие «лишь пока» не пойдут «брать Кремль», но в будущем еще потребуют своего. Сейчас в Москве революционных настроений нет, но если власть будет играть на обострение конфликта, Навальный со своей риторикой может стать предводителем бунта.
В свою очередь, Быков не политик, а писатель и поэт, подобный Бальзаку творец-эрудит, даже внешне похожий на великого француза. Он постоянно пишет для полутора десятка газет и журналов, ведет программы на нескольких радиостанциях, а помимо этого находит время, чтобы преподавать литературу в средней школе.
Еще по теме: В поисках президента...
Благодаря этому трудолюбию он независим. И свою независимость он оберегает. Три года назад Путин пригласил Быкова на свой день рождения, но тот в нескольких коротких и метких выражениях отклонил это приглашение, и появился не у премьера, а на манифестации, организованной в годовщину убийства журналиста Анны Политковской. Путин как-то проглотил это оскорбление и полгода назад повторил приглашение, но Быков вновь показал ему жест Козакевича (польский прыгун с шестом Владислав Козакевич после победы на московской Олимпиаде-80 в соперничестве с советским спортсменом показал неприличный жест в знак протеста против некорректного поведения публики – прим. пер.).
На россиян, в отечестве которых магия власти всегда действовала на творцов как питон на кролика, такая демонстрация презрения к «национальному лидеру» производит большое впечатление.
Но значение фигуры Быкова проявляется не только в его жестах. Российский протест говорит сегодня его языком, его метафорами, повторяет его анекдоты. С весны он сочиняет для телеканала «Дождь» и радио «Эхо Москвы» необыкновенные рифмованные мини-спектакли на актуальные политические темы – «Гражданин поэт».
Читайте еще: Путин в застое, блогосфера в брожении
Эти описывающие жизнь современной России сценки - смешные и страшные одновременно - играет великолепный актер Михаил Ефремов, а с лета тысячи россиян могут увидеть их на сцене в забитых под завязку московских театрах. Билеты на «Гражданина» чудовищно дорогие, но расходятся как горячие пирожки.
Поэтому российский бунт начался не с акций протеста после декабрьских выборов в Думу, а с театров, в которых «Гражданин поэт» научил публику смеяться над теми, кто правит и хочет править в их стране бесконечно.