Последние события в России привели к кризису правящего режима премьер-министра Владимира Путина. Многолюдные демонстрации против сфальсифицированных парламентских выборов, начавшиеся в декабре и ставшие первыми за много лет акциями протеста такого масштаба, показывают, что назначенные на март российские президентские выборы, на которых Путин предположительно должен был с легкостью победить, пройдут не так гладко, как надеялся премьер-министр. Путину придется приложить немало усилий, чтобы восстановить свой авторитарный контроль над страной и избежать дальнейшего ослабления своего режима.
Хотя сейчас пока трудно сказать, как будут развиваться события в России, у нынешней ситуации есть несколько аспектов, которые могут приобрести особенное значение по мере развертывания российского политического кризиса. Во-первых, лидеры, столкнувшиеся с кризисом во внутренней политике, часто начинают искать внешнего врага, на которого можно возложить ответственность за внутренние проблемы. Это может как принимать форму риторики и пропаганды, так и проявляться в военных действиях. Российский режим уже начал усиливать свою антиамериканскую риторику, как он уже неоднократно поступал в последнее десятилетие. Впрочем, на сей раз его усилия оказались не слишком результативными. Попытки Путина представить демонстрации результатом западного заговора в основном ни к чему не привели.
При этом по-прежнему возможно, что Путин пойдет по более опасному пути и попробует укрепить свой режим, развязав конфликт с кем-нибудь из многочисленных соседей России. Наиболее очевидным кандидатом для конфликта такого рода могла бы быть Грузия, с которой Россия недолгое время воевала в 2008 году. Между двумя этими странами (и между их лидерами) по-прежнему сохраняются напряженность и враждебность. Вдобавок российские войска до сих пор находятся в Абхазии и Южной Осетии – регионах, которые Грузия, как и большая часть остального мира, считает грузинской территорией. Вероятность российско-грузинского конфликта увеличивает и то обстоятельство, что у власти в Тбилиси находится гипернационалистический режим, также сталкивающийся с падением своей популярности и усилением внутренней оппозиции. Любая конфронтация между Россией и одним из ее соседей может не только иметь пагубные последствия для участвующих в ней стран, но и вдобавок – особенно, если к ней будет причастна такая страна, как Грузия – втянуть США тем или иным образом в еще один конфликт в отдаленном регионе.
Второй аспект последних событий в России заключается в том, что кризис российского режима ставит аналогичные вопросы и проблемы перед остальными недемократическими лидерами в регионе. В последние годы Россия превратилась в образец для полуавторитарных и клептократических режимов, установившихся на большей части территории бывшего Советского Союз. Эти режимы многому научились у России. Она научила их, как ограничивать свободу СМИ, подавлять свободу слова и свободу собраний, поглощать политическую оппозицию и распределять частное богатство между сторонниками администрации. Лидеры из разных стран - от Белоруссии до государств Кавказа и Средней Азии – увидев, что путинский режим оказался под угрозой, вскоре поймут, что их собственная недемократическая власть может оказаться не настолько прочной, как им бы хотелось. В результате, в зависимости от того, как пойдут дела в России, эти режимы могут начать либо ужесточать меры против оппозиции, либо – что менее вероятно – проводить либерализацию в надежде чуть дольше сохранить хоть какую-то власть. В любом случае, если Путин не удержится во главе страны, лидерам по всему региону придется пересмотреть свою политику и отказаться от планов оставаться у власти неограниченно долго.
Если Путин не сможет сохранить власть, это также поставит перед США определенные вопросы относительно политики в регионе. Конец могущественного и деспотического режима Путина будет означать возможность для дальнейшего развития демократии в России. Это может стать серьезным стимулом для Америки активнее участвовать в происходящем в России и тратить на это больше ресурсов. Однако США в прошлом уже вкладывались в российское демократическое развитие, но успеха практически не добились. Падение режима Путина, возможно, сделает Россию более демократической, однако гарантировать это нельзя.
У США есть долгий и противоречивый опыт поддержки демократии и прав человека в России. Конец путинского режима стал бы блестящей возможности перевести эти попытки в следующую фазу, однако его также можно считать возможностью учесть опыт прежних ошибок и признать, каким мучительно медленным и трудным может оказаться демократическое развитие России. Более того, у США сейчас не хватит ресурсов для того, чтобы полностью посвятить себя строительству демократии в постпутинской России, если до этого дойдет дело.
От того, как разрешится текущий кризис российского режима, зависит многое, в том числе за пределами России. Этот кризис может заложить основы для дальнейшего развития событий на ближайшие годы и даже для конфликта между бывшими республиками Советского Союза. Также он может заставить Америку переосмыслить и пересмотреть политику в отношении России. Путинская Россия создала США множество проблем, однако отход от путинизма - хотя он и стал бы радостным событием – породит, если он произойдет, свои проблемы.