Неестественное спокойствие снизошло на российскую политическую сцену, пока правящая элита и вновь оживившаяся оппозиция готовятся к новой конфронтации.
Хотя оппозиция объявила через Facebook, что новый массовый митинг протеста пройдет 4 февраля, мнения об успехе последнего митинга, состоявшегося в декабре, расходятся. В своем блоге в «Живом журнале» лидер партии «Другая Россия» и убежденный националист Эдуард Лимонов написал, что «протестным силам не удалось оспорить результаты выборов в парламент», которые многие считают сфальсифицированными, и новая Государственная дума «начала свою работу».
Лимонов при этом добавил, что история предоставляет оппозиции второй шанс – назначенные на 4 марта грядущие президентские выборы, которые были «сфальсифицированы еще на начальной стадии подбором неопасных кандидатов». «Неопасных» в том смысле, что они неспособны повредить электоральным перспективам действующего премьер-министра и кандидата в президенты Владимира Путина.
Между тем движение за перемены продолжает нарастать. Оппозиционная «Новая газета» пишет, что члены «Другой России» устроили пикеты у десятков станций столичного метро в знак протеста против осуждения Таисии Осиповой - жены члена исполнительного комитета партии Сергея Фомченкова, которую приговорили к 10 годам лишения свободы за хранение наркотиков. «Другая Россия» утверждает, что наркотики были подброшены, и приговор имел политическую подоплеку.
Между тем «Коммерсант» сообщил 4 января об освобождении из-под административного ареста пламенного лидера «Левого фронта» Сергея Удальцова. Удальцов, по-прежнему не до конца восстановившийся после голодовки, которую он начал в знак протеста против своего ареста, состоявшегося 4 декабря, сделал вызывающее заявление: «Мы будем добиваться привлечения к ответственности всех тех, кто незаконно удерживал меня под арестом. И продолжим активную борьбу».
Удальцов не шутил. Как сообщает сайт Vesti.ru, в понедельник он возглавил акцию протеста в центре Москвы, в которой участвовали 300 человек. В ходе митинга Удальцов призвал, чтобы требования оппозиции более ясным образом фокусировались на исправлении «социальной несправедливости», от которой страдает большинство россиян. В своем интервью «Новой газете» он упомянул движение Occupy Wall Street и провозгласил, что «нужна социальная справедливость, иначе мир придет к катастрофе, к войне».
Бывшие и действующие представители правящего режима осознают наличие напряженности. В своем блоге на сайте радиостанции «Эхо Москвы» бывший министр финансов Алексей Кудрин пишет, что правительство должно признать «несправедливый характер парламентских выборов». В противном случае, по его мнению, «справедливость президентских выборов окажется под вопросом». Он также отметил, что между оппозиционным движением и правительством «зияет пропасть», добавив, что последнее «допускает возможность диалога, но не видит для него субъекта». На его взгляд, оппозиции потребуется полтора-два года, чтобы выдвинуть конкурентоспособного кандидата, а победа Путина на мартовских выборах гарантирована.
Олигарх и новоявленный независимый кандидат в президенты Михаил Прохоров с этим не согласен. Хотя многие сомневаются в мотивах, которые двигали им, когда он выставлял свою кандидатуру, он - по крайней мере, официально - надеется победить Путина. Прохоров только что опубликовал свою предвыборную платформу, назвав своими приоритетами: «человека, его достоинство и свободу», «защиту частной собственности» и «демократические ценности», которые должны стать «гарантией от произвола чиновников и силовиков». Он обещает распустить действующую Государственную думу, провести новые выборы и уйти в отставку после пяти лет на президентском посту.
Как общество отреагирует на инициативу Прохорова пока неизвестно. Однако профессор экономики Константин Сонин в своем блоге на сайте «Эха Москвы» заметил, что предлагаемые меры – это, «скорее, результат рассмотрения «жалоб граждан», чем продуманная и последовательная программа». По его мнению, кандидат в президенты мог бы доказать «серьезность» своих планов изменить Россию простым способом – поставив «наблюдателя с мобильным телефоном на каждый избирательный участок».
Путин между тем серьезно настроен победить в марте. Согласно интервью, которое дал газете «Известия» пресс-секретарь премьер-министра Дмитрий Песков, Путин самостоятельно пишет свою предвыборную платформу. Приоритетное значение в ней будет придаваться проблемам, которые волнуют население. Это, по мнению Путина, «ЖКХ, алкоголизм и наркомания, преступность и коррупция». Песков назвал документ, который должен быть опубликован до 12 февраля «персонифицированным мировоззрением лично Путина как личности и как политика».
О том, что будет, если неофициальная оппозиция, которая по-прежнему расколота, не упустит инициативу, делать прогнозы пока рано. В своей колонке в Moscow Times директор Института глобализации Борис Кагарлицкий, указывает, что «грозящие Западу рецессия и распад еврозоны могут привести к падению цен на нефть, которое повлечет за собой серьезные экономические и политические последствия для России». Это будет плохо для Путина, однако при этом недовольство правительством «ни в коем случае не означает, что участники протестов глубоко доверяют лидерам оппозиции или испытывают перед ними восторг».
Кагарлицкий предполагает, что, если либералы не добьются от правительства уступок, «массы станут либо более радикальным, неконтролируемыми и склонными к насилию, либо, наоборот, более безразличными, раздробленными, деморализованными и не готовыми мобилизоваться. Для либералов любой из этих вариантов был бы катастрофическим».
Подтвердив, что слухи о секретных переговорах между членами оппозиции и Путиным действительно ходят, Кагарлицкий предупредил, что для «правящей элиты еще шесть или 12 лет пребывания Путина у власти – это гарантия стабильности, и она не будет им жертвовать, чтобы успокоить участников протестов». В результате демонстранты вполне могут «завести ситуацию в тупик, единственным выходом из которого окажется насилие»
Это тот самый исход, которого никто не хочет.
Джеффри Тайлер – московский корреспондент World View, пишущий редактор The Atlantic, и автор шести книг, включая «Убийцы в мавзолеях: по проселочным дорогам империи между Москвой и Пекином» («Murderers in Mausoleums: Riding the Back Roads of Empire between Moscow and Beijing»). Мнения, выраженные в статье, отражают его личную точку зрения.