Воронежские пенсионеры в толстых шерстяных пальто и с неизменными матерчатыми сумками в руках не скрывают своей горечи и недовольства. На широких улицах в центре города, которые сегодня блещут фасадами новеньких зданий, и на петляющих вдоль холмов и среди жалких лачуг заснеженных дорогах - они повсюду стенают о «благословенных» временах СССР. 4 декабря прошлого года их голоса, без сомнения, внесли немалый вклад в победу местных кандидатов от Коммунистической партии на парламентских выборах, которые финишировали с результатом в 33%. Серьезный удар для партии Владимира Путина, которая, несмотря на победу в общенациональном плане, так и не смогла добиться хоть сколько-нибудь значимых успехов в стартовавшей в начале 2000-х годов борьбе за «красный пояс» России.
Расположенный в 450 километрах на юг от Москвы Воронеж (900 000 жителей) – это один из городов, которые в середине 1990-х годов поддержали Коммунистическую партию, что стало для них своеобразным защитным рефлексом. В то время этот бывший центр военной, электронной и химической промышленности в полной мере ощутил на себе все последствия приватизации. «За несколько лет дикого капитализма развалилось все. Мы потеряли статус столицы цветных телевизоров и ракет «Катюша» и превратились в город, пораженный закрытием заводов», - вспоминает депутат Думы и глава местного отделения КПРФ Сергей Рудаков. Уровень безработицы достиг 10%, и население города начало сокращаться, хотя Владимир Путин после прихода в Кремль решил использовать немалые средства, чтобы вернуть Воронежу динамичность под властью нового мэра-выходца из ФСБ.
Читайте также: Воронежская область - мировой кризис в русской деревне
За коммунистов на президентских выборах
12 лет спустя Воронеж, безусловно, ожил: повсюду в городе виднеются стройки и вывески модных магазинов… Тем не менее, немалая часть населения остается за бортом этой красивой жизни. Молодежи, несмотря на наличие в городе множества вузов, лишь с большим трудом удается устроиться по профессии. Что касается пенсионеров, на которых приходится более трети местного населения, большая часть из них вынуждены жить на пенсию менее 8000 рублей.
«Если Путина снова изберут, мы все тут умрем, - беспокоится 75-летняя Валентина Сергеевна, с грустью показывая нам зубной протез из дрянного металла. - В советские времена можно было достойно жить и нормально лечиться. Сегодня у меня даже недостаточно денег на лекарства…» В нескольких сотнях метрах от нее стоит Любовь в синем пуховике и изношенных ботинках. В руках у нее бутылка водки. «На выборах я буду голосовать за коммунистов. Я больше не могу жить на пенсию в 6900 рублей при квартплате в 3500 рублей». 65-летний Иван дополняет этот печальный рассказ: «Складывается впечатление, что мы действительно потеряли что-то после коммунизма. Я был инженером на молокозаводе и каждый отпуск мог ездить на Черное море. Сейчас я мету снег в дорогих районах, чтобы хоть что-то добавить к мизерной пенсии». Хотя, по данным опросов, за кандидата от коммунистов Геннадия Зюганова собираются голосовать не больше 15% россиян, он все же может рассчитывать на достойный результат в Воронеже. Тем более что его электорат, как ни удивительно, не ограничивается армией ностальгирующих пенсионеров.
Читайте также: Коммунист Зюганов отодвинет Путина на второй план
С начала антипутинского протестного движения некоторые более молодые избиратели из среднего класса подумывают о том, чтобы отдать ему свои голоса. «Это, конечно, полнейший абсурд, но думаю, что буду голосовать за Зюганова, чтобы показать Путину, что он не может так насмехаться над избирателями, - говорит 27-летняя Елена, преподаватель прикладной экономики из Воронежского университета. - Понятное дело, я не коммунистка, но остальные кандидаты настолько слабы, что отдавать им свой голос совершенно бессмысленно».
Кресла в Думе
Деловой костюм, два мобильных телефона, кипа финансовых отчетов на краю стола - Константин Ашифин еще меньше похож на стереотипный образ коммунистического избирателя. Он голосовал за Ельцина, который боролся с Зюгановым во втором туре президентских выборов 1996 года, а в середине 2000-х годов влился в ряды сторонников либеральных партий. Как бы то ни было, два года назад этот генеральный директор крупной воронежской строительной компании решил вступить в КПРФ. «Сначала меня устраивал Путин, потому что он навел порядок в стране, но потом, со временем мне не понравилось то, как он организовал экономику, - объясняет он. - Он создал условия для крупных предприятий и обложил налогами небольшие. Со временем условия для бизнеса становились все хуже».
Если верить Константину Ашифину, Коммунистическая партия версии 2012 года не собирается возвращать страну в советские времена, несмотря постоянные отсылки к Сталину. «Мы всего лишь хотим провести ряд национализаций и реформы по китайскому образцу», - утверждает депутат Сергей Рудаков.
Читайте также: В моде революция, а не коммунизм
В то же время, некоторые наблюдатели отмечают, что лидеры КПРФ на самом деле не так уж и сильно рвутся во власть. «Большинство из них просто хотят сохранить за собой места в Думе и спокойно жить в тени путинского режима», - строит кислую мину один из близких к оппозиции журналистов.