Российское правительство, наверное, никогда не предпринимало таких больших усилий для того, чтобы защитить гражданина, попавшего за границей в неприятности, как в случае с торговцем оружия Виктором Бутом, которого на прошлой неделе в Нью-Йорке приговорили к 25 годам тюрьмы.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров отреагировал на это, заявив, что обсудит дело Бута с госсекретарем США Хиллари Клинтон (Hillary Clinton). Пресс-служба МИД пошла еще дальше, выпустив специальное заявление, в котором сообщила, что дело станет приоритетным в отношениях России и Соединенных Штатов. Будет неудивительно, если уходящий президент Дмитрий Медведев или избранный президент Владимир Путин так же выразят свое неодобрение дальнейшей судьбой Бута.
Москва настаивает на том, что дело имеет политическую подоплеку. Обвинение звучит так – американский суд вынес решение по указанию Госдепа США, так как Бут продавал оружие вопреки желаниям Вашингтона, и так как, скорее всего, присяжные смотрели фильм 2005 года «Оружейный барон» (Lord of War) с Николасом Кейджем (Nicolas Cage), в котором изображается торговец оружием, крайне похожий на Бута. В результате присяжные оказались по впечатлением от очевидной виновности героя кинофильма.
Российские официальные лица особенно негодуют из-за того, что Бут был задержан в третьей стране и передан властям США для суда. Те, кто считают, что Вашингтон пытается играть роль мирового полицейского, указывают на дело Бута как на свидетельство этого.
Читайте также: Россия добивается помощи Клинтон в деле Бута
В российских СМИ почти невозможно найти хоть одно сообщение, которое бы объясняло, почему Бут получил столь значительный срок, или упоминало, что обвинение вообще-то требовало пожизненного заключения. Как правило, сообщения российских СМИ упоминают лишь то, что Бут планировал продать два грузовых самолета то ли наркобаронам, то ли боевикам в Колумбии. Они очень удачно опускают тот факт, что Бут так же пообещал продать своим клиентам 100 ракет класса «земля-воздух», которые должны были быть использованы против американских вертолетов, которые борются с колумбийскими повстанцами, 20 тысяч автоматов АК-47, 20 тысяч комплектов патронов для гранатометов, 740 минометов, 350 снайперских винтовок и 10 тонн взрывчатки С-4 на общую сумму в 20 миллионов долларов. Все это оружие могло быть использовано для того, чтобы убивать американских военных, которые помогают колумбийскому правительству бороться с наркобаронами.
Секретная операция в отношении Бута длилась пять лет и закончилась, когда американские силы Агентства по борьбе с наркотиками под видом колумбийских покупателей выманили его из Москвы в Бангкок. Давний партнер Бута Эндрю Смулян (Andrew Smulian) добровольно согласился сотрудничать со следствием и предоставил доказательства вины Бута.
Вся защита Бута строилась на том, что его обещание продать оружие не является доказательством его намерения сделать это. Однако российские власти сами используют похожие тактики для того, чтобы ловить преступников, и российский закон воспринимает подготовку к преступлению как наказуемое деяние, даже если само преступление не было совершено.
Также по теме: Виктор Бут осужден в США на 25 лет тюрьмы
Почему российские чиновники – явно следуя указаниям сверху – начали защищать Бута? Ответ можно найти в прошлом Бута: он работал военным советником в Анголе в то же время, что и нынешний вице-премьер Игорь Сечин, хотя Бут никогда не признавал факт знакомства с ним. Советские военные советники близко сотрудничали с секретными службами, и после развала Советского Союза именно эти связи позволили Буту создать частную транспортную компанию с грузовыми самолетами.
Его бизнес по продаже оружия постепенно расширялся, включая в себя многие горячие точки в мире. Бут специализировался на продаже оружия странам, которые находились под эмбарго ООН, и таким образом сам стал объектом эмбарго.
Скорее всего, мы никогда не узнаем точно, как Бут смог получать и продавать такое количество оружия советских времен. Но мы можем быть уверены, что ни один частный предприниматель не смог бы добиться этого без высокопоставленных друзей и покровителей, получавших свою долю с шести миллиардов долларов – суммы, которую, по мнению следствия, удалось получить Буту. Даже другой, менее ориентированный на войну бизнес не смог бы быть устроен на таком уровне в СНГ без помощи высокопоставленных правительственных чиновников. Если дело в этом, то постоянные российские запросы в отношении Бута могут отражать нечто большее, чем недовольство отношением Вашингтона к бывшему советскому офицеру – и более могущественные интересы, чем официальное недовольство МИД России.
Так как Бут отказался сотрудничать с американскими властями, его высокопоставленные российские покровители не рассматривают его как предателя, каким считался бывший агент ФСБ Александр Литвиненко, который умер от отравления радиоактиыным элементом в Лондоне.
Читайте также: Первые мысли после признания Виктора Бута виновным
Со своей стороны, Соединенные Штаты либо не расследовали финансовый и оружейный след операций Бута, либо решили не разглашать информацию с тем, чтобы избежать дальнейшего ухудшения отношений с Россией и не нарушать негласные правила, господствующие на мировом рынке торговли оружием.
Теоретически, Вашингтон может передать Бута России, основываясь на Конвенции о передаче осужденных лиц 1983 года, под которой подписались США. Данная конвенция была лишь однажды применена в российско-американских отношениях: сотрудник ООН Владимир Кузнецов был осужден в США по обвинению в отмывании денег и переправлен в Россию в 2007 году.
Однако, в свете того продолжающихся утверждений Москвы о том, что Бут абсолютно невиновен, Вашингтон может отказаться от экстрадиции в связи с опасениями, что российские власти его освободят. Это вполне возможно, учитывая последний инцидент, когда после длительных переговоров с Москвой Катар передал двух российских агентов спецслужб, которым был вынесен смертельный приговор за убийство лидера чеченских сепаратистов Зелимхана Яндарбиева, после чего их встретили на родине как героев. Никто не сомневается, что их обоих отпустили, и что они ни дня не провели в российской тюрьме, несмотря на официальное обещание Москвы наказать их.
Одно ясно – дело Бута останется на повестке дня российско-американских отношений еще на долгое время, хотя переговоры могут в какой-то момент перестать быть публичными и переместятся за закрытые двери. Москва очень хочет вернуть Бута, и думаю, что Вашингтон в целом не против удовлетворить это желание. Это не станет самой теневой сделкой за историю международных отношений, но, скорее всего, России придется заплатить высокую цену. Так или иначе, те несколько высокопоставленных российских чиновников, знающих настоящую стоимость секретов Бута, дорого заплатят за то, чтобы убедиться, что Вашингтоне не узнает больше, чем он уже знает.