В понедельник в России был объявлен состав правительства. С момента инаугурации президента Владимира Путина прошло ровно три недели, и все это время члены кабинета, за исключением ранее утвержденного Госдумой премьера Дмитрия Медведева, ходили с приставкой "и.о.".
Россия не парламентская республика, в которой формирование правительства требует долгих межпартийных консультаций. Подобное промедление имело место только в 1999 году, когда Борис Ельцин "продавливал" через враждебную Думу кандидатуры сначала Сергея Кириенко, затем (безуспешно) Виктора Черномырдина.
Политобозреватель Николай Троицкий в субботу заявил "Эху Москвы", что персональный состав правительства не существенен, важно, чтобы "власть прислушалась к требованиям общества".
Интеллигенции свойственно относиться к политике с брезгливостью посетителя ресторана: подайте мне вкусное блюдо, а заглядывать на вашу кухню я не хочу, чтобы не испортить аппетит.
Нередко можно услышать, что конкретные лица во власти и кадровые интриги не имеют значения, поскольку в России все решает один человек - Владимир Путин.
Серьезные аналитики этого подхода не разделяют. Путин, конечно, решает если не все, то очень многое, но свою политику проводит через людей, выбирая для каждой работы подходящие инструменты.
"Ой, много!"
Дмитрий Медведев объяснял затяжку с формированием правительства трудностями с подбором людей на большое количество освобождающихся постов. Последний раз он высказался в таком духе в минувшие выходные на саммите "Большой восьмерки" в Кэмп-Дэвиде.
"Ой, много!" – заявил премьер в начале мая, отвечая на вопрос журналистов, сколько появится в правительстве новых лиц.
Сегодня можно сказать, что в количественном отношении Медведев свое обещание выполнил. Правда, это касается в основном второстепенных фигур. Большинство вице-премьеров и министров "президентского блока" сохранили свои посты.
Опять же, "новички", за редкими исключениями, неизвестны обществу и не имеют выраженного политического лица.
Напутствуя новое правительство, Владимир Путин конкретных задач перед ним не поставил, ограничившись заявлением, что работать предстоит в условиях неопределенности в мировой экономике.
"Сделано немало было в последнее время, но не все, что мы планировали, завершено, не все реализовано, и предстоит сделать еще больше", - добавил он, практически дословно повторив излюбленную формулировку генсеков КПСС.
Эксперты согласны в том, что Путин и Медведев сформировали правительство технократов. Дальше мнения расходятся: одни уверены, что кабинет окажется слабым и сосредоточится исключительно на текущих делах, другие полагают, что его состав реформам не помеха.
"Это не кабинет реформ. Это кабинет консервации статус-кво. Я не знаю, как в рамках этого правительства Медведев может назначить команду, будь то для модернизации, будь то для серьезных реформ, в которых нуждается реально страна ", - считает глава Фонда эффективной политики Глеб Павловский.
"Замена шила на мыло по принципу старого анекдота: "Чем отличается крыса от хомячка? - У хомячка пиар лучше!" - прокомментировал состав кабинета гендиректор Института национальной стратегии Станислав Белковский. - Философия сводится к следующему: ввести в состав кабинета нескольких новых молодых людей и показать образованным горожанам, активу Болотной площади и проспекта Сахарова, что власть уже идет им навстречу, что в правительстве заседают не страшные силовики со звериным оскалом, а люди, не чуждые европейским ценностям, и увенчивает их Дмитрий Анатольевич Медведев".
"На самом деле, новые министры по своей идеологии не отличаются от старых. Дмитрий Анатольевич за четыре года доказал, что также ничем принципиально не отличается от Путина, да к тому же организационно недееспособен. Поэтому никакого прилива оптимизма новое правительство не вызывает", - заявил эксперт Русской службе Би-би-си.
Глава Центра политических технологий Игорь Бунин видит ситуацию по-другому.
"Конечно, кабинет технократический, а не политический, - говорит он. - Но у Медведева появляется очень много возможностей. Это не абсолютно зависимое правительство Фрадкова или Зубкова, но и не правительство Гайдара, получившее от Кремля карт-бланш и готовое провести реформы и уйти. По степени свободы рук и реформаторскому потенциалу я сравнил бы его с правительством Михаила Касьянова".
Верхний этаж
Меньше всего перемены затронули вице-премьеров. Как и прежде, их будет семь. Ушли двое: прежний куратор ТЭКа Игорь Сечин, считавшийся человеком, близким к Владимиру Путину и одним из ведущих идеологов госкапитализма, и 71-летний Виктор Зубков.
Пришли тоже двое: бывший помощник президента Медведева по экономике Аркадий Дворкович и вице-премьер по социальным вопросам Ольга Голодец, которая занимала аналогичный пост в мэрии Москвы, а до этого восемь лет была директором по персоналу в "Норильском никеле" Михаила Прохорова.
Единственным первым вице-премьером остался Игорь Шувалов, который будет руководить макроэкономикой, не деля полномочий ни с кем. Раньше ранг вице-премьера имел также Алексей Кудрин.
Ранее высказывались прогнозы, что Путин и Медведев "разменяют" либерала Шувалова на "государственника" Сечина, но предположение не оправдалось.
Приход в правительство близкого Медведеву Дворковича практически ни у кого не вызывал сомнений. Новостью оказалось то, что он сосредоточил в своих руках кураторство над всем гражданским сектором реальной экономики, чем в прежнем правительстве занимались целых три вице-премьера: Сечин, Христенко и Зубков.
Дворкович известен как поборник рыночной конкуренции и разукрупнения госмонополий.
"Думаю, с его приходом приватизация ускорится, тем более, что Шувалов тоже сторонник приватизации, а ее главного противника, Сечина, в правительстве больше нет. Последним барьером остается только Путин", - полагает Игорь Бунин.
Станислав Белковский не ожидает коррекции экономического курса.
"Между Дворковичем и Сечиным, конечно, есть определенная разница во взглядах, но Дворкович будет делать то, что скажут ему Путин и Медведев, и ничего более. Экономическая философия нынешней власти известна давно: сохранять нынешнюю модель, в случае падения цен на нефть прибегнуть к двум лекарствам: внешним заимствованиям и приватизации. От цен на нефть все и зависит, а занимает этот пост Аркадий Дворкович или Сидор Пупкин, не имеет особого значения", - заявил он.
Существенно "прибавил в весе" еще один вице-премьер: Владислав Сурков, который будет одновременно возглавлять аппарат правительства и, по мнению аналитиков, станет кем-то вроде начальника личного штаба Дмитрия Медведева.
Ожидается, что Сурков снова начнет активно руководить партией "Единая Россия", которую Медведев вскоре официально возглавит.
В обществе Сурков вызывает неоднозначное отношение. С одной стороны, он является главным идеологом и практиком построения в России фактически однопартийной "суверенной демократии". С другой стороны, имеет репутацию человека, который, по крайней мере, крепит "вертикаль власти" при помощи комбинаций и политтехнологий, а не арестов.
Вскоре после декабрьского митинга на Болотной площади Сурков привлек к себе внимание заявлением, что там собрались представители "лучшей части общества".
Еще три вице-премьера: Дмитрий Рогозин, Дмитрий Козак и Александр Хлопонин – сохранят прежние сферы деятельности, соответственно, ВПК, сочинскую олимпиаду и строительный комплекс и Северный Кавказ.
Новые лица
Больше всего новых лиц среди "рядовых министров".
"Бюрократического монстра", возглавлявшегося Татьяной Голиковой и вызывавшего многочисленные нарекания социально незащищенных слоев общества, решено разделить на два министерства: здравоохранения и социального развития. Возглавят их бывшие заместители Голиковой Вера Скворцова и Максим Топилин.
Скворцова - врач по образованию, уважаемый в профессиональном сообществе специалист по сердечно-сосудистым заболеваниям, но, по отзывам источников в министерстве, большими административными способностями не отличается.
Есть предположения, что Голикова получит видный пост в кремлевской администрации и оттуда продолжит влиять на социальную политику.
МЧС возглавил бывший заместитель Сергея Шойгу Владимир Пучков.
Экс-заместитель министра финансов Александр Новак переместился в кресло министра энергетики. Ранее Новак возглавлял правительство Красноярского края и считается человеком, близким к бывшему губернатору, а ныне вице-премьеру Хлопонину.
Важный пост министра экономического развития достался заместителю руководителя аппарата правительства Андрею Белоусову. Его предшественница Эльвира Набиуллина, по имеющимся данным, устала от руководящей работы и намерена заняться наукой и преподаванием.
О взглядах Белоусова известно мало. Главный экономист Альфа-банка Наталья Орлова считает его назначение признаком "плотного госконтроля в экономике", тогда как управляющий партнер инвестиционной компании Altera Capital Кирилл Андросов, уверен, что "Белоусов абсолютно рыночный экономист, для него развитие конкуренции самоценно".
Министром транспорта вместо Игоря Левитина стал директор департамента промышленности и инфраструктуры аппарата правительства Максим Соколов, ранее занимавшийся инфраструктурными проектами в мэрии Санкт-Петербурга.
В правительстве появились несколько "варягов". Министром сельского хозяйства назначен бывший президент Чувашии и член Совета Федерации Николай Федоров, министром связи и информатизации – вице-премьер Татарстана 29-летний Николай Никифоров, отличившийся на поприще создания в республике электронного "открытого правительства", министром регионального развития - бывший полпред президента в Центральном федеральном округе Олег Говорун. Андрея Фурсенко на посту министра образования сменил ректор Московского института стали и сплавов Дмитрий Ливанов.
Наблюдатели обратили внимание на два, более или менее, знаковых назначения.
Министром культуры стал профессор МГИМО Владимир Мединский - автор нашумевшей трилогии "Мифы о России", представитель школы историков-"позитивистов", утверждающих, что в прошлом России и менталитете ее народа нет ничего, фатально мешающего стать цивилизованной западной страной с некоторой национальной спецификой, и что Россия для модернизации в помощи извне не нуждается.
Ранее Мединский привлек к себе внимание выступлениями против тех, кто, по его мнению, принижает вклад России в победу над нацизмом и призывом захоронить Ленина.
Министром внутренних дел назначен шеф московской полиции Владимир Колокольцев – третий за всю советскую и постсоветскую историю (после Виктора Ерина и Владимира Рушайло) профессионал во главе МВД.
По данным Игоря Бунина, кандидатуру Колокольцева пролоббировал Медведев, тогда как Путин якобы хотел видеть на этом посту руководителя Госнаркоконтроля Виктора Иванова.
"Колокольцев - спаситель нынешней власти. Он урегулировал кризис на Манежной и технически достаточно грамотно разрулил ситуацию с массовыми протестными акциями последних месяцев, - заявил Станислав Белковский. - Кроме того, у него репутация не коррумпированного человека, практически не замешанного в экономические конфликты. Конечно, его назначение качественно не меняет систему МВД, которая остается коррумпированной и в которой остаются многочисленные центры влияния".
По мнению экспертов, новый глава МВД, прежде всего - исполнительный чиновник.
"Колокольцев имеет давнюю хорошую репутацию, конечно, не среди тех, кого разгоняет полиция. Это компромисс, на который Путин был готов пойти, устраняя прежнего тотально неуспешного министра [Рашида Нургалиева]", - заявил Глеб Павловский.
В кабинете появилась новая должность министра по делам Открытого правительства. Ее занял близкий к Медведеву "нефтяной" бизнесмен Михаил Абызов, который, по прогнозам аналитиков, займется, в том числе, связями с общественностью.
Кто остался
Сохранили посты большинство "президентских" министров: иностранных дел - Сергей Лавров, обороны - Анатолий Сердюков, юстиции - Александр Коновалов, а также работавший с Владимиром Путиным в санкт-петербургской мэрии министр спорта Владимир Мутко.
По словам Игоря Бунина, кандидатуру Сердюкова поддерживали и Медведев, и Путин, тогда как Коновалов, скорее, "человек Медведева", с которым вместе учился на юрфаке ЛГУ.
Судя по всему, всерьез и надолго закрепились на своих постах министр финансов Антон Силуанов и министр торговли и промышленности Денис Мантуров, временно исполнявшие обязанности глав соответствующих ведомств после ухода Алексея Кудрина и Виктора Христенко и ранее рассматривавшиеся частью наблюдателей как переходные фигуры.
Оба имеют репутацию грамотных специалистов без ярко выраженных взглядов и больших амбиций.
Сложный расклад
По мнению Станислава Белковского, правительство оттого рождалось так долго, что "каждое назначение было результатом мучительной борьбы лоббистских групп".
"Нет больше единого центра принятия решений, несмотря на всю демонизацию Владимира Владимировича Путина в этом качестве", - считает эксперт.
Он предполагает, что кремлевская администрация "обязательно станет" вмешиваться в экономические решения, но речь пойдет не об одностороннем диктате, а о сложной аппаратной борьбе.
"Путин сохраняет контроль над правительством, но не будет там полным хозяином, хотя главные стратегические вопросы, конечно, придется согласовывать с Кремлем", - полагает Игорь Бунин.
Газета "Ведомости" в пятницу сообщила со ссылкой на кремлевские источники, что ряд представителей деловых и академических кругов, которым Дмитрий Медведев предлагал посты вице-премьеров и министров, ответили отказом.
По оценкам аналитиков, главной причиной стала неуверенность потенциальных кандидатов в том, что кабинет окажется долговечным и, главное, сможет действовать автономно.
Времена, когда считалось хорошим тоном "работать там, куда партия пошлет", миновали, и министерская должность больше не является пределом мечтаний. Для успешного человека есть варианты и поинтереснее.
Идти в правительство есть смысл, получая свободу рук и возможность реализовать какие-то масштабные идеи, не тратя львиную долю сил и времени на подковерные интриги. Пока эта перспектива, как минимум, вызывает сомнение.