Как и предполагалось, после президентских выборов Д. Медведев стлал премьер-министром России и вместе с В. Путиным (по крайней мере официально) сформировал новое правительство страны. Перемен ждали все, и сторонники В. Путина, возможно, даже больше чем его оппоненты. Кабинет действительно заметно изменился, но сказать, что внесенные коррективы оправдали ожидания в полной мере, язык пока как-то не поворачивается.
Главным сюрпризом, наверное, стало то, что в правительстве остался министр обороны А. Сердюков, хотя наряду с министром образования А. Фурсенко он был первым кандидатом в «жертвы», так как большая часть военных и экспертов в области обороны оценивают его работу крайне отрицательно. «Коммерсант» в этой связи написал, что В. Путин рассматривал несколько кандидатур на пост руководителя МО: главу госкорпорации «Ростехнологии» С. Чемезова, руководителя Федерального космического агентства В. Поповкина и вице-премьера Д. Рогозина. Однако первые два не подошли, а Д. Рогозина в конечном счете было решено оставить вице-премьером, ответственным за оборонный комплекс (т.е. над министром обороны). По мнению политолога В. Васильева, таким образом В. Путин продемонстрировал всем, что никто не может ему указывать, как поступать – даже общественное мнение. Одновременно в качестве «жертв» были выбраны вышеупомянутый А. Фурсенко и министр дискредитировавшего себя МВД Р. Нургалиев.
Однако более убедительно в данном случае звучит мнение известного (а кроме того вхожего в высшие эшелоны власти) российского военного обозревателя В. Баранца. Он в частности заявил, что интересовался вопросом А. Сердюкова на самом верху, и там ему «достаточно внятно ответили, что Сердюкова оставят еще на год, чтобы он исправил те огромные недостатки, которые он натворил в ходе военной реформы». Ну а присматривать за ним, судя по всему, будет тот же Д. Рогозин.
Вторым спорным моментом в деле формирования нового российского правительства стал тот факт, что часть бывших министров перешла в Администрацию президента в качестве помощников и советников (А. Фурсенко, Э. Набиуллина, Т. Голикова, И. Левитин и т.д.). Такая рокировка делает правительственное обновление как реакцию на общественные настроения отчасти бессмысленным: если человек не оправдал возложенных на него надежд на министерском поприще, как можно переводить его на не менее важную должность? Принятое решение косвенно подтверждает гипотезу о том, что в рядах путинской элиты ощущается нехватка «своих» кадров. А они нужны, и назначение «простого мужика из Тагила» (начальника цеха нижнетагильского «Уралвагонзавода») И. Холманских полномочным представителем президента в Уральском федеральном округе – лишнее тому подтверждение.
Своеобразной интригой стал уход из правительства вице-премьера И. Сечина, который вскоре был назначен председателем правления «Роснефти». В связи с этим можно сказать, что из кабинета министров был выведен верный соратник В. Путина, но с другой стороны там остался В. Сурков, а новый пост И. Сечина не менее значим.
О новичках говорить преждевременно (время покажет), но уже сейчас приятное первое впечатление оставляет новый глава МВД В. Колокольцев. Он верно отметил, что главная проблема в курируемой им области заключается в том, что люди не доверяют полицейским, а для того, чтобы ситуация изменилась в лучшую сторону, необходимо ужесточить дисциплину. На позитивный лад настраивает и его заявление о том, что гражданам не нужны кабинетные генералы (сам В. Колокольцев уже успел нагрянуть в несколько мест с неожиданными проверками, и если это не показуха, а его реальный стиль работы, может что-нибудь в прогнившей российской системе внутренних дел и изменится к лучшему).
Для Литвы актуальными являются возможные перемены во внешней политике России, и здесь нечего обнадеживающего: пост министра иностранных дел сохранил за собой жесткий С. Лавров, чьи взгляды полностью совпадают с «ястребиной» внешнеполитической позицией В. Путина. Как в этой связи отметил главный редактор информационного агентства BNS А. Рачас: «Переход Сергея Лаврова в новое российское правительство в прежнем качестве министра иностранных дел может означать, что Россия не отказалась от идеи делить мир на зону своих и зону еще чьих-то интересов. Страны Балтии Россия продолжает рассматривать как сферу исключительно своих интересов, хотя Литва, Латвия и Эстония не хотят оставаться в зоне влияния Москвы. Надо полагать, что на этой горизонтали мало что изменится с точки зрения России. Даже вряд ли что изменится. Имперские амбиции, апологетом которых для Литвы выступал в последние годы именно министр иностранных дел Лавров, сохранятся». Схожей позиции придерживается и премьер-министр Литвы А. Кубилюс, который в ближайшее время не ждет прорыва в литовско-российских отношениях.
В завершении можно отметить, что в смене правительства в России много интересных нюансов, но исключительный интерес представляет тот факт, что Д. Медведев начинает «обрастать» своими людьми (например, новоиспеченный вице-премьер А. Дворкович), а В. Путин демонстративно пытается сделать его более весомой политической фигурой (к примеру, посылает в такие важные зарубежные поездки как саммит «большой восьмерки», в ходе которых глава правительства может говорить от имени президента). Наметившаяся тенденция позволяет предположить, что в один прекрасный день Д. Медведев может стать реальным, а не бутафорским центром силы, и тогда 2018 г. из промежуточной остановки может превратиться в поле битвы.