Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Как вернуться к американо-российскому сотрудничеству

Если не принять необходимых мер, Америка и Россия могут оказаться в положении, напоминающем времена холодной войны.

© РИА Новости Пресс-служба Президента РФ / Перейти в фотобанкПрезидент России Владимир Путин во время беседы с президентом США Бараком Обамой на полях саммита "Группы двадцати" (G20)
Президент России Владимир Путин во время беседы с президентом США Бараком Обамой на полях саммита Группы двадцати (G20)
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На прошлогоднем саммите «Большой двадцатки» Владимира Путина избегали, в этом году в Турции с ним, наоборот, стремились общаться — и это не было случайным совпадением. Москва оказалась в эпицентре целого ряда актуальных кризисов, связанных с наплывом беженцев в Евросоюз, новой волной терроризма, запутанным этнорелигиозным конфликтом в Сирии и распадом ближневосточной системы государств.

На прошлогоднем саммите «Большой двадцатки» Владимира Путина избегали, в этом году в Турции с ним, наоборот, стремились общаться — и это не было случайным совпадением. Москва оказалась в эпицентре целого ряда актуальных кризисов, связанных с наплывом беженцев в Евросоюз, новой волной терроризма, запутанным этнорелигиозным конфликтом в Сирии и распадом ближневосточной системы государств.

При этом в настоящий момент между Россией и Западом разверзлась стратегическая и политическая пропасть, напоминающая о временах холодной войны. В такой ситуации нежелание США и Запада сотрудничать с Россией в области борьбы с ИГИЛ и стабилизации Ближнего Востока напоминает детскую готовность отморозить уши назло бабушке. Если мы хотим чего-то добиться в нынешнем полицентрическом мире, мы больше не можем выбирать партнеров по своему вкусу, как мы привыкли делать.

Ни одна из так называемых великих держав — включая США — сейчас не может действовать в одиночку. Между тем все представляют себе по-разному, каким должен стать новый мир. Ирония нынешнего положения дел заключается в том, что хаос в международной системе нарастает параллельно с ростом глобальной экономической взаимозависимости. Вдобавок мы все крайне заинтересованы в борьбе с терроризмом, распространением ядерного оружия и изменением климата, а также в решении ряда других глобальных проблем.

В конечном счете, сами по себе успехи глобализации — расширение связей между экономиками, людьми и странами—одновременно расширяет разрыв между имущими и неимущими. По мере развития технологий, выгоды от которого получает в первую очередь ядро мировой экономики, а не ее периферия, неравенство будет только усугубляться.

Параллельно с глобализацией (и, возможно, в ответ на нее) во всем мире — в том числе, и в Европе, и на Ближнем Востоке, и на Дальнем Востоке — усиливаются шовинистические и узконационалистические настроение. Как показывает американская предвыборная кампания, США в этом смысле — не исключение. Недаром кандидаты в президенты от республиканцев и губернаторы наперебой клянутся не впускать — в страну или в свои штаты — сирийских беженцев.

Что же делать? За последний год московский Институт мировой экономики и международных отношений имени Примакова и Инициатива по стратегическому прогнозированию Атлантического совета провели совместное исследование глобальных тенденций. В целом серьезных расхождений в их выводах не обнаружилось, и их рекомендации сводятся к следующему:

Противостоять кризису культуры

Источники нестабильности лежат не только на поверхности, в отношениях между странами, но и в глубине — на уровне культур, в которых идут сейчас масштабные деструктивные процессы. Будущее государства и мультикультурализма оказалось под вопросом на изрядной части территории Ближнего Востока. Четыре государства — Сирия, Ирак, Йемен и Ливия — разваливаются уже сейчас, на наших глазах. Международные конфликты, реальные и потенциальные, частота которых в прошлом десятилетии достигла исторического минимума, вновь возвращаются на мировую арену — во многом именно благодаря усиливающемуся кровопролитию на Ближнем Востоке. Ранее конфликт между ведущими державами казался почти невозможным. Теперь, на фоне ряда событий — от украинского кризиса до территориальных споров в Южно-Китайском море — он начинает выглядеть если не вероятным, то, по крайней мере, потенциально возможным.

Как и в конце холодной войны, нам теперь необходимо создать механизмы для преодоления потенциальных кризисов. Гибель российского самолета, сбитого недавно турками на сирийской границе, должна стать для нас сигналом, указывающим на возможность быстрой эскалации обстановки. Практически любая часть постсоветского пространства и его окрестностей, а также западной половины Азиатско-Тихоокеанского региона и северная половина Индийского океана могут в любой момент превратиться в поле для серьезного противостояния ведущих держав. Стоит заметить, что для стоящих на вооружении и находящихся в разработке неядерных наступательных вооружений характерен большой радиус действия и большая скорость реагирования. В сочетании с высокой степенью автоматизации систем управления и контроля это дополнительно увеличивает риск случайного конфликта.

Расширять круг


Как Западу, так и России в скором времени предстоит делать ряд ключевых стратегических выборов. В долгосрочной перспективе США не могут позволить себе устаревший взгляд на мир, основанный на идеях об «исключительности» Америки. Они также не могут просто стать одной из тихоокеанских держав, хотя их экономика и сдвигается в направлении этого региона. В свою очередь, Европа не может заботиться исключительно о собственной безопасности. Сейчас Евросоюз на собственном горьком опыте узнает, что остальной мир не разделяет его постмодернистское мировоззрение, и что невозможно полностью закрыться от внешних проблем, вызванных глобальной нестабильностью. Россия также не может сконцентрироваться исключительно на бывших советских республиках и совместных с Китаем евразийских проектах.

Для всех трех сторон по-прежнему крайне важно быть частью трансатлантической и транстихоокеанской архитектуры безопасности. Вдобавок ведущие державы — США, Россия, ЕС, Китай, Япония — заинтересованы в мирном разрешении кровопролитных конфликтов на большом Ближнем Востоке — от Северной Африки до Пакистана.

Делить песочницу

Переходя от господствующего положения к положению первого среди равных (или, как в свое время говорили, «primus inter pares»), США следует выступать за создание справедливой международной системы, которая будет отражать новую значимость развивающихся держав и их стремление укреплять собственные суверенные права. В этом новом мире, который все больше становится постзападным, традиционные западные идеи — такие, как право защищать или продвижение демократии, — вызывают недовольство не только среди авторитарных государств, но и среди молодых демократий, опасающихся за свой национальный суверенитет. Характерно, что поиск способов преодолевать различия в интересах и ценностях может укрепить мощь США в большей мере, чем любые попытки в одиночку определять правила, по которым должен жить мир. Пора признать, что сила — понятие ситуативное и что для решения проблем необходимо привлекать всех, кто хочет их решать и может что-то для этого сделать.

Не игнорировать риски

Нежелание признавать новые реалии порождает опасные перспективы. Худшим исходом может стать новая биполярность, в рамках которой группировка стран, объединившихся вокруг Китая и России, будет противостоять Соединенным Штатам и их европейским и азиатским союзникам. В таком мире от Америки потребуется напряжение сил, которое может стать для нее чрезмерным. Вашингтон не может позволить себе новые трения с Россией и Китаем параллельно с нарастающим конфликтом на Ближнем Востоке.

России в свою очередь биполярный мир грозит не только конфронтацией с Западом. В нем ей будет опасно втягиваться в любые конфликты, затрагивающие китайские интересы. Хуже всего для нее будет тот сценарий, при котором она может оказаться в одиночестве. Ее глобальный экономический и политический вес может уменьшиться из-за испортившихся отношений с Западом, в то время как Китай, Индия и прочие стремительно развивающиеся страны будут расширять свое влияние в Евразии.

Не упускать возможностей

Совместное реагирование на действия сил, подрывающих основы международной системы, которая сложилась после холодной войны, может пробудить в обеих сторонах чувство ответственности и помочь им постепенно создать новый справедливый миропорядок.

Как показывает дискуссия, развернувшаяся вокруг Китая с его Азиатским банком инфраструктурных инвестиций (АБИИ), международная система крайне нуждается в модернизации в соответствии с текущим глобальным распределением сил. Решение МВФ включить юань в валютную корзину Специальных прав заимствования (СПЗ) явно предвосхищает будущее. Если международные финансовые структуры не реформировать должным образом, часто обсуждающаяся идея создания — в качестве альтернативы для них — Азиатского валютного фонда вдобавок к АБИИ может стать реальностью. На этом фоне кризис на Ближнем Востоке можно рассматривать как возможность для беспрецедентного сотрудничества по актуальной и обоюдно важной проблеме при принципиальных разногласиях по другим вопросам. Такое сотрудничество может стать первым шагом к разработке новой модели взаимодействия.

Александр Дынкин — директор московского Института мировой экономики и международных отношений имени Примакова.

Мэтью Барроуз — директор Инициативы по стратегическому прогнозированию вашингтонского Атлантического совета.