Кто-то его ненавидит, а кто-то о нем мечтает: газопровод «Северный поток-2» между Россией и Европейским Союзом. Но по поводу запланированного расширения уже существующего газопровода разгорелся грандиозный спор. И причина — веская.
Когда некоторые политики, как, например, президент Словакии Андрей Киска (Andrej Kiska), слышат о проекте по строительству газопровода «Северный поток-2», их настроение портится моментально. С этой трубой, которую предполагается проложить по дну Балтийского моря, связаны сразу две проблемы: с одной стороны, этот проект «противоречит интересам ЕС с точки зрения снижения зависимости от поставок газа из России», говорит Киска.
С другой стороны, в случае строительства второго «Северного потока» из цепочки поставок газа в Западную Европу была бы полностью исключена Украина, что позволило бы России шантажировать эту страну возможным прекращением поставок. Это определенно противоречит заявленной ЕС цели помочь Украине.
Тем самым словацкий президент привел два главных аргумента против строительства нового трубопровода. И так думает далеко не он один. Все до одного восточноевропейские члены ЕС выступают против этого проекта и получают поддержку от других членов ЕС.
Эта тема стала одной из главных на саммите ЕС в середине декабря. Даже Дональду Туску (Donald Tusk) как председателю Европейского Совета было трудно соблюдать нейтралитет. Поляк раскритиковал этот проект, потому что он, по его словам, не будет способствовать диверсификации энергопоставок в ЕС. Туск привел оценку Европейской комиссии, согласно которой «Северный поток-2» обеспечил бы российскому концерну Газпром доминирующее положение на немецком рынке. Таким образом, Германии, которая является главным сторонником строительства нового трубопровода, пришлось защищаться: канцлер Ангела Меркель привела аргумент, что в данном случае речь идет о чисто экономическом проекте частных инвесторов.
Однако что, собственно, представляет собой «Северный поток-2»? Он должен стать дополнением к уже проложенной трубе «Северный поток», который имеет два ответвления. По первому из них с ноября 2011 года газ поступает из российского Выборга через Балтику в немецкий Грайфсвальд.
Вторая ветка «Северного потока» была принята в эксплуатацию в сентябре 2012 года. Участниками проекта являются Газпром, а также европейские концерны Wintershall, Eon, Gasunie и Engie (бывший GDF Suez). По обеим веткам газопровода ежегодно можно транспортировать порядка 55 миллиардов кубометров «голубого топлива». Однако в настоящий момент трубопровод работает с неполной нагрузкой.
Его строительство обошлось в 7,4 миллиарда евро. Трубопровод «Северный поток-2» будет также состоять из двух веток аналогичной мощности. В проекте участвуют Газпром (на 50%), а также Engie, Eon, Wintershall, OMV и Shell, на каждого из которых приходится по 10%. По замыслу русских, «Северный поток-2» должен способствовать исключению Украины из числа стран-транзитеров российского газа в Западную Европу уже к 2020 году.
Министерство финансов Германии обращает внимание на то, что этот проект находится «еще в начальной стадии», и пока не принято никаких решений по поводу его финансирования. Однако в любом случае очевидно, что строительство, планирование и осуществление поставок по второму «Северному потоку» должно осуществляться в соответствии с европейскими правовыми нормами.
Важно также «сохранение газового транзита через Украину после 2019 года — для самой Украины и для обеспечения газом значительной части ЕС и Балканского полуострова». Украинская газотранспортная система при этом могла бы стать важным элементом общеевропейской газовой инфраструктуры, говорится в заявлении немецкого минфина.
Как бы то ни было, любое улучшение газовой инфраструктуры способствует повышению надежности обеспечения газом всего ЕС. Поэтому Германия поддерживает дальнейшую диверсификацию поставок энергоносителей на общеевропейском уровне, в частности, через южный газовый коридор, по которому «голубое топливо» будет поступать в Старый Свет из Азербайджана через Турцию.
В последнее время одним из наиболее активных критиков второго «Северного потока» стал итальянский премьер Маттео Ренци. В ходе саммита в середине декабря он напомнил, что год назад было принято решение отказаться от строительства «Южного потока». «И вдруг была предпринята попытка без лишнего шума принципиально одобрить „Северный поток-2“». По «Южному потоку» должна была бы осуществляться поставка газа в первую очередь в Южную Европу. Однако после того, как Европейская комиссия заблокировала этот проект, России пришлось его свернуть.
Кроме того, Ренци обратил внимание на антироссийские экономические санкции, которые теперь продлены на шесть месяцев из-за недостаточного прогресса в урегулировании украинского кризиса. Между тем, критические замечания в адрес второго «Северного потока» раздаются и в Бундестаге. «Многое свидетельствует о том, что „Северный поток“ помешает достижению целей в плане реализации общеевропейской энергетической политики», сказал председатель международного комитета Бундестага Норберт Рёттген (Norbert Röttgen).