PCP (Португальская коммунистическая партия) напоминает мне КПРФ, которая в своей программе умудрилась соединить «традиционализм», «национализм», «марксизм-ленинизм-сталинизм» и «православие» в его религиозном смысле.
«Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты» — эта поговорка в точности определяла и продолжает определять внешнюю политику Португальской коммунистической партии.
Во время холодной войны подчинение лидеров португальских коммунистов Советскому Союзу было тотальным. Даже тогда, когда коммунистическая сверхдержава грубо нарушала основные права человека и нормы международного права, она могла рассчитывать на безусловную поддержку PCP. Примеры более чем известны: ввод советских войск в такие страны, как Чехословакия и Афганистан, «ограниченный суверенитет» и т.д.
После исчезновения СССР и так называемого «социалистического лагеря» PCP не извлекла из этих событий соответствующих уроков и продолжает оказывать поддержку наиболее кровожадным и коррумпированным режимам на планете.
Депутат Рита Рату (Rita Rato), окончившая курс политологии и международных отношений в Universidade Nova de Lisboa, в 2009 году говорила по поводу концентрационных лагерей в СССР, что «никогда этот вопрос не изучала и ничего об этом не читала». Одно из двух: либо молодая депутат лгала во имя «революционной истины», либо португальское высшее образование «ломаного гроша не стоит».
У Эдгара Силвы (Edgar Silva), кандидата в президенты от PCP, по-прежнему есть сомнения в природе правящего в Северной Корее режима. В ходе телевизионных дебатов он попытался увильнуть от вопроса о степени демократичности режима Пхеньяна, ответив пространно и весьма неоднозначно и только в конце с большим трудом признав: «Это не представляется мне сильной стороной Северной Кореи».
До какой-то степени можно даже понять растерянность Эдгара Силвы, поскольку он едва ли ожидал, что Северная Корея станет предметом дебатов в президентской кампании. Товарищ Ким Чен Ын еще больше усложнил ему жизнь, объявив очередную из своих «блестящих инициатив»: взрыв водородной бомбы.
Однако в случае Венесуэлы PCP уже не сомневается в оказании поддержки президенту Мадуро, изобретающему самые невероятные оправдания, лишь бы избежать последствий своего разгромного поражения на выборах.
Этот случай напоминает политику одного из ведущих теоретиков коммунизма Владимира Ленина в отношении Учредительного собрания в России. После коммунистической революции в октябре 1917 года коммунисты решили допустить проведение выборов в Учредительное собрание, ведь это было одним из наиболее важных требований, сделанных ими перед захватом власти. Однако после поражения на выборах они решили просто распустить его после первой сессии и заменить на «высшую форму демократии»: «диктатуру пролетариата», которая гарантировала им «единодушную поддержку».
С тех пор советские коммунисты предпочитали больше не «заигрывать» с «буржуазной демократией». И Мадуро, кажется, следует их примеру.
PCP также не осмеливается присоединиться к какой-либо критике в отношении клептоманского и коррумпированного режима Анголы, а также политики Жозе Эдуарду душ Сантуша — из числа тех, кто готов оставить власть лишь тогда, когда «Бог призовет его к себе».
По правде говоря, в своем отношении к ангольскому режиму PCP не одинока, она может рассчитывать на нейтралитет или поддержку других партий, представленных в парламенте. Самый недавний случай произошел на прошлой неделе, когда PSD, CDS-PP и РСР отклонили представленный Левым блоком вотум осуждения «репрессий в Анголе», в котором звучал призыв освободить «задержанных активистов».
С другой стороны, португальские коммунисты абсолютно уверены в том, что вступление Португалии в Европейский Союз обернулось «экономическим и социальным бедствием», и ратуют за националистическую и изоляционистскую политику. Между тем, они все никак не могут объяснить, какие еще есть альтернативы европейской интеграции, помимо выхода из зоны евро и ЕС. И что они потом собираются делать?
PCP все чаще напоминает нынешнюю КПРФ, которая в свою эклектичной программе оказалась способной соединить «традиционализм», «национализм», «марксизм-ленинизм-сталинизм» и «православие» в его религиозной трактовке. Трудно себе представить Жерониму де Соуза (нынешнего лидера PCP — прим. пер.) ставящим свечи в какой-нибудь католической церкви, но все остальные упомянутые черты уже присутствуют в идеологии PCP. То есть, последняя становится с каждым разом все более национал-коммунистической политической силой.
И вот еще один вопрос: до распада Советского Союза финансовая помощь, оказываемая этим и другими «социалистическими государствами» в значительной степени оправдывала лояльность PCP. А сегодня? Один ли это вопрос «преемственности», как заверяют португальские коммунисты, или обыкновенная «политическая слепота», как утверждают их оппоненты?
P.S. Напоследок мне бы хотелось предложить одну вещь: чтобы за публикацией «Майн кампф» Адольфа Гитлера на португальском последовали перевод и издание трудов Ленина и Сталина, которые советские власти не решались обнародовать из-за экстремистских идей, отстаиваемых этими двумя советскими лидерами.