Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Черная полоса для Путина

© AP Photo / Christophe Ena, PoolПрезидент России Владимир Путин прибывает на климатический саммит в Ле-Бурже
Президент России Владимир Путин прибывает на климатический саммит в Ле-Бурже
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Россия является великой державой, сфера действий которой сегодня превышает ее возможности. Хотя Россия способна на смелые поступки, она связана существующими ограничениями. В 2016 году Москва будет вынуждена привести в соответствие свои амбиции и имеющиеся возможности, однако это потребует проведения реформ, что само по себе является сомнительной перспективой.

Россия является великой державой, сфера действия которой сегодня превышает ее возможности. Хотя Россия способна на смелые поступки, она связана существующими ограничениями. В 2016 году Москва будет сталкиваться с давлением, направленным на приведение в соответствие амбиций и имеющихся возможностей. Однако это потребует проведения реформ, что само по себе является сомнительной перспективой. У Запада есть свои ставки в том, что касается курса России, однако он может повлиять на него только на периферии.

Нынешняя политика России подвергает риску три ключевых цели — материальное благосостояние, политическую стабильность и способность реализовывать силу и влияние за рубежом.

В первый год после прихода Владимира Путина к власти в 2000 году произошел рост уровня жизни в России, который поддерживался более высокими ценами на экспорт сырья, а также совокупностью проводимых экономических реформ.

После его возвращения на пост президента России в 2011 году экономика стала двигаться в направлении кризиса. Политика очень сильно влияет на экономическую политику, а расточительные государственные предприятия сдавливают частный сектор. Падения цен на нефть и связанные с Украиной санкции ослабили основанную на сырьевых товарах экономику, которая и без того была подорвана жесткостью политики, коррупцией и криминалом. В 2015 году ВВП страны снизился на 4%.

Оценки относительно 2016 году говорят о незначительном улучшении ситуации, однако риски движения вниз, вероятно, сохранятся. Цены на нефть могут остаться на низком уровне. Западные санкции, судя по всему, не будут отменены. Инвесторы, от которых зависит увеличение роста, усматривают большие риски и особого желания вкладывать свои средства не проявляют. Предложенные газовые проекты с Китаем и Турцией провалились, а газопровод «Северный поток 2» с выходом в Германию, вызывает полемику.

Если не принимать во внимание терроризм и волнения на Северном Кавказе, то Россия выглядит внутренне стабильной. Нет больше антипутинских демонстраций с участием десятков тысяч мирных протестующих, как это было в 2011 — 2012 годах.


После начала российской интервенции в Сирии официальный опрос общественного мнения показал, что уровень популярности Путина вырос почти до 90%, хотя пропагандистские средств массовой информации способны воздействовать на общественное мнение, а на результаты, возможно, повлияли опасения респондентов, связанные с высказыванием негативного мнения.

Вместе с тем намеки на существующее недовольство очевидны. Недавняя забастовка водителей грузовиков по поводу нового налога стала причиной самого крупного протеста за последние годы, а проведенный опрос показал, что большинство респондентов поддерживают водителей. Хотя об этом мало говорится, количество социальных протестов в стране увеличивается. Правительство вновь готовит силы безопасности на случай возникновения беспорядков в период проведения выборов в Думу, которые состоятся позднее в этом году. Война на Украине и экономический спад вызывают беспокойство у представителей элит, однако недовольные ее представители дезорганизованы или запуганы.

Влияние России за рубежом сокращается. Имперские установки и нечувствительность объясняют, почему это происходит. В 2005 году Путин назвал развал Советского Союза «крупнейшей геополитической катастрофой века».

В 2008 году он сказал тогдашнему президенту Джорджу Бушу-младшему: «Украина — это даже не государство». В прошлом году Путин сказал, что Казахстан никогда не был государством до того момента, когда к власти пришел президент Назарбаев. Подобного рода высказывания вызывают возмущение.

Самой большой ошибкой Москвы является Украина. После неожиданного бескровного захвата Крыма два года назад Кремль стал слишком самоуверенным. Он напал на восточную Украину сначала опосредованно, с помощью своих сообщников, а затем использовал собственные силы, однако украинские защитники остановили их.

Россия утратила значительную часть своего авторитета на Украине. Проведенный весной прошлого года исследовательским центром Pew опрос показал, что даже на востоке Украины 61% респондентов негативно относятся к России.

Несмотря на оккупацию российскими силами Грузии, Молдовы и Украины, все эти три государства заключили соглашения об ассоциации, сблизившие их с Европейским Союзом. Одна из наград — безвизовый режим.

Другие соседи выступают против некоторых желаний Москвы.
Беларусь не хочет создавать на своей территории российскую военно-воздушную базу, Казахстан срывает планы Путина относительно превращения Евразийского экономического союза в политический и валютный союз, а новый литовский терминал для сжиженного природного газа освобождает прибалтийские государства от российской газовой монополии. Кроме того, миллионы русских проживают в Прибалтике, однако они не демонстрируют заинтересованности в присоединении к России.

Надежды Москвы оказались несостоятельными и в других местах. В результате введенных санкций Россия «повернулась на восток», однако Китай пользуется ее изоляцией и предлагает незначительное количество финансирования. Тем временем Пекин вкладывает миллиарды долларов в Центральной Азии, лишая там Россию влияния.

Когда легионы Башара аль-Асада в Сирии стали ослабевать, вмешались российские военные. Однако вместе они не смогли вернуть под правительственный контроль значительную часть утраченных территорий. Иран, возможно, сокращает количество своих боевиков, делая тем самым Москву более уязвимой. Россия недостаточно сильна для того, чтобы добиться успеха в Сирии, если только она не будет работать вместе с международным сообществом для того, чтобы найти политическое решение, которое будет действовать после окончания эры Асада. Во всех трех перечисленных контекстах — внутренняя политика, экономика и внешняя политика — Россия теряет позиции, однако некоторые ее лидеры, вероятно, этого не признают. Москва сделала несколько уступок реальности — такие как введение плавающего курса переоцененного рубля, сокращение государственного бюджета и снижение интенсивности атак в восточной Украине.

Россия может предпринять другие шаги для укрепления своей позиции — она может вывести свои войска с территории Украины, приватизировать неэффективные государственные предприятия, улучшить инвестиционный климат и заниматься развитием такого Евразийского экономического союза, который снижает торговые барьеры и справедливо относится ко всем своим членам.

Для Кремля все это будет нелегко. Он заменил свой прежний социальный контракт, обещавший людям повышение жизненного уровня в обмен на невмешательство в политику, на новый, одной из целей которой является воссоздание России в качестве великой державы. Отказ от проводимой политики может оказаться рискованным для нынешнего руководства, однако политический застой ускорит упадок.

12 января в интервью немецкому изданию Bild Путин дал понять, что он хочет улучшить отношения с Западом, однако прежде он должен признать несправедливость своего подхода к России и отменить санкции.

Но так не получится. Запад не станет приносить в жертву свои ценности, однако он, возможно, захочет согласовать законные интересы. Так, например, Запад, вероятно, сохранит санкции, введенные против России из-за агрессии на Украине, однако он, кажется, готов снять их, если и когда Россия оттуда уйдет.

Россию ожидает сложный год, однако она может предпринять целый ряд шагов, которые помогут улучшить ситуацию.

Если Москва готова к сотрудничеству по Сирии, то Запад должен позволить ей играть ключевую роль в мирном процессе. При наличии усилий, добросовестном подходе и законном стремлении с обеих сторон решить существующую проблему можно будет в течение нескольких месяцев увидеть выполнение Минских соглашений.

Уильям Кортни является старшим научным сотрудником некоммерческой и непартийной организации RAND Corporation, а ранее он был послом в Казахстане и в Грузии. Дональд Дженсен — старший научный сотрудник Центра трансатлантических отношений Школы передовых международных исследований при Университете Джонса Хопкинса.