Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Уйти или остаться: о чём Британия торгуется с ЕС?

© РИА Новости Сергей Гунеев / Перейти в фотобанкДэвид Кэмерон принимает участие в саммите "Группы двадцати"
Дэвид Кэмерон принимает участие в саммите Группы двадцати
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Дэвид Кэмерон считает предложения, обнародованные 2 февраля председателем Европейского совета Дональдом Туском, успехом для Британии. Предложения Брюсселя должны быть утверждены всеми странами-членами ЕС. А после этого подданные Соединённого Королевства решат на обещанном консерваторами референдуме о членстве страны в ЕС, достаточно ли этих уступок, чтобы оставаться в составе союза.

Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон заявил в среду в парламенте, что «ничего не исключает» в отношениях страны с ЕС, если сторонам не удастся юридически закрепить изложенные Евросоюзом компромиссные предложения. Би-би-си вкратце разъясняет суть этих предложений и изначальных требований Британии.

Дэвид Кэмерон считает предложения, обнародованные 2 февраля председателем Европейского совета Дональдом Туском, успехом для Британии. Однако внутри страны премьера критикуют и оппозиционеры-евроскептики, и члены его собственной партии консерваторов, которые считают, что Кэмерон не смог добиться достаточных уступок.

При этом предложения Брюсселя ещё должны быть утверждены всеми странами-членами ЕС. А после этого подданные Соединённого Королевства решат на обещанном консерваторами референдуме о членстве страны в ЕС, достаточно ли этих уступок, чтобы оставаться в составе союза.


Пособия мигрантам из ЕС


Британия хотела бы отменить все пособия трудовым мигрантам из стран Евросоюза на четыре года с момента их въезда в страну.

Речь идёт о:

— налоговых вычетах (tax credits) — по сути это рассчитываемое по очень сложной формуле пособие для малоимущих;
пособиях по безработице (до 73 фунтов 10 пенсов в неделю);

— пособиях на детей (20,5 фунта в неделю на старшего ребёнка и 13,55 фунта на каждого следующего), при этом пособия на детей, живущих за пределами Британии, консерваторы хотели бы отменить совсем, а не на четыре года;

— праве на социальное жильё.

Брюссель предлагает наделить страны ЕС правом «в ситуации исключительно большого наплыва работников из других стран союза в течение долгого срока […] ограничивать доступ новоприбывших работников из стран союза к связанным с работой социальным льготам на срок до четырёх лет с момента начала работы».

По прошествии же этих четырёх лет предполагается давать доступ к льготам поэтапно, причём насколько долгими могут быть эти этапы, не определено.

То есть, по форме Дональд Туск соглашается с требованиями Лондона, но в таких формулировках слишком многое остаётся неясным.

Суверенные права стран ЕС


Британия хотела бы зафиксировать юридически, что содержащаяся в документах ЕС формулировка о движении к «всё более тесному союзу» не означает обязательства стран ЕС двигаться ко всё более тесной политической интеграции, отдавая всё больше суверенных прав центральным коллективным органам союза.

Кроме того, Лондон добивался введения дополнительных механизмов, при помощи которых страны ЕС могли бы блокировать касающиеся всех членов законодательные инициативы союза.

Брюссель в ответ предлагает включить в соглашение такие формулировки-разъяснения: «Ссылки в договорах и преамбулах на процесс создания всё более тесного союза народов Европы призваны в первую очередь продемонстрировать, что цель ЕС — укрепление доверия и понимания между народами […] Они не эквивалентны цели политической интеграции […] Стороны признают, что Соединённое Королевство, в свете его особого положения согласно договорам, не обязано углублять политическую интеграцию в Европейский Союз».

Кроме того, в предложениях Туска содержится пункт о т. н. «красной карточке»: 55% парламентов стран ЕС (то есть парламенты 16 стран из 28) могут заблокировать инициативу, которую предлагается сделать законом для всего союза.

Эксперты полагают, что это по большей части символическая мера: собрать такую большую коалицию по спорному вопросу очень непросто, особенно для Британии, которая держится в ЕС особняком.


Экономический суверенитет и еврозона


Британия хотела бы гарантий, что решения стран еврозоны (евро ввели на данный момент 19 из 28 стран ЕС) не будут наносить ущерб странам ЕС, решившим в неё не входить.

Лондон вообще хотел бы письменно зафиксировать, что ЕС — объединение стран с разными валютами, тогда как формально далёкой стратегической целью ЕС сейчас является распространение зоны евро на всех членов союза. В среду в парламенте Дэвид Кэмерон заявил, что Великобритания «никогда не станет» членом ни еврозоны, ни Шенгена.

Кроме того, Лондон хочет гарантий, что ему не придётся тратиться на дорогостоящие операции по спасению экономики стран еврозоны, таких как Греция.

Брюссель предлагает остальным членам ЕС согласиться с последним требованием.

«Экстренные и антикризисные меры, направленные на обеспечение финансовой стабильности зоны евро не влекут за собой бюджетной ответственности со стороны стран-членов, чья валюта — не евро», — говорится в предложениях Туска.

Если же на эти экстренные меры будут потрачены деньги из общего бюджета ЕС, то странам, не входящим в еврозону, согласно этим предложениям, будет компенсирована какая-то часть их взноса.

Кроме того, Туск предлагает странам ЕС подписаться под декларациями о том, что расширение еврозоны — дело добровольное, а при принятии финансовых решений все стороны постараются учитывать интересы друг друга.


Борьба за свободу рынка

По этому пункту у сторон меньше всего разногласий, но и конкретики в их позициях в данном случае совсем мало.

Британия заявляет, что Евросоюз и отдельные его страны должны сокращать число разнообразных ограничений и правил и расширять сферу действия единого рынка с едиными и необременительными правилами.

Евросоюз полностью согласен. В предложениях Туска говорится, что ЕС должен «активизировать усилия, направленные на поддержку конкуренции согласно Декларации Европейского Совета», для чего страны союза должны снижать административную нагрузку на бизнес. Всё.

Что дальше?

Дальше премьер-министру Великобритании предстоят две недели напряжённых переговоров с отдельными членами Евросоюза, которым предстоит поддержать — или не поддержать — предложения Туска на саммите ЕС 18-19 февраля.

Уже на этой неделе Дэвид Кэмерон летит в Варшаву. Среди двух миллионов трудовых мигрантов из других стран ЕС в Великобританию поляков — больше всех. В декабре Кэмерон уже был в турне в Румынии, Венгрии и Польше, но убедить собеседников в оправданности своих намерений лишить некоторых их сограждан социальных льгот пока не смог.
Что с референдумом?

Провести референдум о членстве в Евросоюзе было предвыборным обещанием консерваторов в прошлом году. В мае они победили на выборах — и должны выполнить обещание.

По сведениям британской прессы, правительство склоняется к тому, чтобы назначить референдум на 23 июня. К этому времени Дэвид Кэмерон, как полагают аналитики, надеется объявить подданным королевства, что он добился от ЕС нужных стране уступок, и поэтому можно оставаться в составе союза.

Что касается отношения этих подданных, то, согласно опросам, сторонников и противников выхода из ЕС в обществе примерно поровну, но если ЕС уступит требованиям Британии, то большинство готово голосовать за то, чтобы остаться.