Премьер Великобритании Дэвид Кэмерон объявил о проведении референдума на тему присутствия его страны в ЕС, который должен состояться 23 июня этого года. Комментаторы указывают, что гипотетическое решение о выходе из европейских структур будет иметь негативные последствия как для обороноспособности самого Лондона, так и всего НАТО и Евросоюза. Почему?

1. Ослабление ЕС как системы коллективной безопасности. Основной структурой, обладающей оборонными способностями в Европе, выступает НАТО: у него есть значительные военные силы, которые могут быть использованы для оборонительных операций при согласии всех стран-членов. Между тем ЕС тоже может предпринимать действия, направленные на ограничение последствий вооруженных конфликтов и делает это. Лучшим примером могут служить санкции в отношении России, веденные после аннексии Крыма и расширенные на новые секторы экономики после крушения пассажирского самолета MH17. Несмотря на необходимость единогласно принимать решения об ограничениях и каждый раз продлевать их заново, а также присутствие в некоторых странах ЕС (в частности, на юге континента) пророссийских тенденций, санкции продолжают действовать.

Таким образом, они становятся существенным элементом политики сдерживания России наряду с укреплением чисто военного потенциала, поскольку создают для агрессора дополнительные расходы и выступают доказательством того, что европейские государства способны взять на себя дополнительный груз, чтобы обеспечить безопасность всех членов союза. Министр обороны Великобритании Майкл Фэллон (Michael Fallon) заявил газете The Telegraph, что выход Соединенного королевства из Евросоюза будет «разумеется, выгоден России». Одновременно он значительно ослабит ЕС с политической и экономической точки зрения.

2. Ослабление сплоченности европейских структур. «Брексит» также, по всей вероятности, привел бы к дальнейшему ослаблению единства при принятии решений в рамках ЕС и НАТО. До настоящего времени несмотря на то, что отдельные страны по-разному расставляли акценты в понимании угроз, им удавалось достичь консенсуса как в отношении санкций против России, так и (в рамках НАТО) – поиска средств для укрепления восточного фланга Альянса. Возникает вопрос, не послужит ли однозначное «нет» из уст британцев предлогом для пагубной блокировки решений в этой сфере — не только в рамках ЕС.

3. Усиление роли радикальных политических сил. Уход Великобритании из европейских структур может привести к росту популярности радикальных политических организаций, в том числе тех, что требуют прекратить евроатлантическое сотрудничество в той форме, в какой оно велось после Второй мировой войны. Примером тут служит, например, французский «Национальный фронт» Марин Ле Пен, добивающийся выхода Франции из НАТО и симпатизирующий нынешним властям Российской Федерации. Кремль поддерживает подобные политические, как левые, так и правые группировки, чтобы дестабилизировать европейские структуры и сотрудничество по обе стороны Атлантики. А такая дестабилизация, в свою очередь, послужила бы дальнейшему снижению уровня безопасности в Европе.

4. Ослабление экономики и армии Великобритании. После выхода Великобритании из ЕС Лондон может, в частности, из-за перекрытия доступа к общему рынку столкнуться с ухудшением экономической ситуации. Это отразится на состоянии публичных финансов и заставит пойти на бюджетные сокращения. Экономические последствия «Брексита» буду зависеть от выработанных условий выхода, в особенности от доступа к общему рынку, но, по мнению большинства комментаторов, они будут негативными. Следует также вспомнить, что Лондон располагает сейчас одной из самых сильных армий в Европе, и выступает единственной крупной развитой страной на западе континента, которая предназначает как минимум 2% ВВП на оборону. Кроме того у нее есть собственная система ядерного сдерживания.

5. Перспектива стремления Шотландии к независимости. Еще одним потенциально опасным следствием выхода Великобритании из ЕС может стать новый референдум в Шотландии по вопросу независимости. Это, в свою очередь, приведет к снижению обороноспособности и экономического потенциала Соединенного королевства, особенно в долгосрочной перспективе. В Шотландии размещается одна из самых крупных баз подлодок с баллистическими ракетами, против которой протестуют местные националисты. Последствия выхода Шотландии из состава Великобритании уже обсуждались на страницах Defence.24 («Шотландская независимость — вызов безопасности Великобритании», 11.09.2014).

6. Чрезмерное усиление Германии в ЕС. Уход Великобритании из Евросоюза естественным образом усилит позицию Германии. Берлинские инициативы, которые выглядят невыгодными с точки зрения Польши, обретут еще больше шансов на реализацию. Как пример здесь стоит привести хотя бы концепцию создания «европейской армии», против которой выступает Лондон. Великобритания ограничивала роль Германии не только в европейских структурах, но и уравновешивала доминирующую роль Берлина в политике ЕС. Если Соединенное королевство покинет структуры Евросоюза, равновесие в нем будет нарушено, а силы, сопротивляющиеся углубленной интеграции, останутся в меньшинстве. Следует отметить, что это взаимосвязано с вопросами безопасности, поскольку когда европейские органы принудительно внедряют конкретные решения, реальная сплоченность и легитимизация международных структур в глазах избирателей снижается, а это, в свою очередь, может ослабить эффективность этих структур в кризисных ситуациях.

7. Уменьшение поля международного сотрудничества в сфере безопасности. «Брексит» окажет негативное воздействие на международное сотрудничество, в частности, в сфере совместных проектов по модернизации вооруженных сил. Конечно, выход из ЕС не означает внезапного окончания некоторых или всех такого рода программ, однако, он значительно ухудшит среду для сотрудничества. Это касается как заграничных миссий, например, антипиратских операций у берегов Сомали, так и взаимодействия полицейских служб. Угрозы в современном мире имеют глобальный характер, и с ними невозможно эффективно бороться без тесного взаимодействия хотя бы в сфере постоянного и регулярного обмена данными о лицах, подозреваемых в связях с террористическими организациями.

Министр Майкл Фэллон, который решительно выступает против централизации и федерализации Европы, заявил в интервью The Telegraph, что он до конца жизни останется евроскептиком. Одновременно он подчеркнул, что выход Великобритании из ЕС приведет к ослаблению коллективной системы безопасности несмотря на то, что напрямую риск агрессии России против Лондона не возрастет. По этой причине министр выступает за то, чтобы остаться в ЕС, хотя отмечает негативные явления, как например, вердикты Европейского суда по правам человека, ограничивающие свободу британского парламента. Конечно, говоря о положительной роли Евросоюза в системе безопасности, нельзя забывать об ошибках, которые он совершает, например, в связи с миграционным кризисом или попытками европейских институтов  злоупотреблять своей властью. Будучи далеким от совершенства, он тем не менее остается элементом коллективной безопасности и обороны, которая уменьшает риск возникновения конфликтов на евроатлантическом пространстве, в том числе в Восточно-Центральной Европе, что показали санкции против России.

Выход Великобритании из этой системы приведет к ее ослаблению, что одновременно нарушит баланс сил в ЕС, ставя в невыгодное положение государства, которые сопротивляются тесной интеграции без дополнительных условий, которую продвигает, например, Германия. Это, наконец, увеличивает риск усиления радикальных политических сил, которые выступают против евроатлантического сотрудничества. Поэтому с точки зрения безопасности будет гораздо лучше, если Соединенное королевство останется в структурах ЕС. Одновременно следует продолжать усилия по реформированию Европейского союза, чтобы вернуть национальным парламентам соответствующий уровень независимости, например, в сфере законов, касающихся прав человека. Последние события показывают, что европейская система далека от совершенства, однако, ей требуется реформирование, а не полный распад, к которому может привести «Брексит».