Российские пограничники предупреждают перевозчиков, везущих просителей убежища в Финляндию, о проблемах, с которыми они могут столкнуться. А беженцам на российской границе приходится подписывать документ, в котором утверждается, что вернуться в Россию будет невозможно, даже если проситель не получит убежище в Финляндии. Подробности стали известны из протоколов допросов, проведённых погранслужбой Лапландии в связи с организацией двух незаконных перевозок людей из России.
В 2014 году из России в Финляндию прибыл всего один проситель убежища. В октябре 2015 года беженцы вдруг начали приезжать ежедневно, к концу года в Финляндию приезжали уже по двадцать человек в день. Бывшие и нынешние министры говорили о том, что Россия ведёт гибридную войну, используя беженцев как способ давления.
Россиянин, провозивший просителей убежища также и в Норвегию, сообщил на допросе погранслужбы Лапландии, что афганцам и сирийцам, приехавшим на его автомобиле, «давали документ на трёх языках, в котором разъяснялось, что у них будут проблемы, если они продолжат путь в Финляндию без шенгенской визы. Кроме того, они подписывали бумагу, что они не смогут вернуться в Россию, если у них возникнут проблемы в Финляндии. Они это поняли и, несмотря на это, захотели продолжить путь».
Ведущий следствие по этому делу Антти Сааринен (Antti Saarinen) из погранслужбы Лапландии сообщил, что о подобных обязательствах говорят многие просители убежища.
«Это было выявлено во многих, но не в каждом случае. В ходе предварительного следствия выяснилось, что эти обязательства подписывались беженцами в течение осени и зимы».
Заместитель начальника погранслужбы Лапландии Юсси Сайнио (Jussi Sainio) слышит об этих обязательствах впервые.
«Об этих документах мы не знаем. Мы не можем знать всего, что они делают и как. Только после снятия показаний частично выяснилось, что происходит на другой стороне».
Беженцы получали в России решения о депортации
Второй россиянин, осуждённый за организацию незаконного въезда в Финляндию, рассказал на допросе, что российский пограничник предупреждал его о возможных проблемах в Финляндии из-за перевоза через границу афганцев без визы. Сааринен сообщил, что многие другие остановленные и допрошенные на финской границе водители рассказывали о том, что получали предупреждение на российской границе о последствиях подобных поездок в Финляндию. О том, какого рода проблемы могут возникнуть из-за провоза пассажиров без шенгенской визы, а именно — о возможном тюремном сроке, они не знали.
Как сообщает Сааринен, большинство просителей убежища рассказывает о том, что они были депортированы из России. Однако, настоящие документы о депортации у беженцев оказываются редко. Просители убежища говорят, что бумаги выдаются или забираются на пропускных пунктах в России. Находившемуся в России человеку без визы и разрешения на пребывание нужно решение о депортации, чтобы покинуть страну.
«Из Финляндии нельзя отправить обратно в Россию тех просителей убежища, которые получили решение о депортации из
России,» — напоминает Сааринен.
Проходивший допрос в качестве свидетеля афганец рассказал, что контрабандисты привезли мужчину с семьёй в Москву из Афганистана за 17 тысяч долларов. В Москве его отвезли в полицию, где полицейские оформили ему документы о депортации, чтобы тот смог попасть в Финляндию.
У «большого начальника» есть связи с чиновниками
На допросах финской порганслужбы часто также рассказывают о связях с российскими чиновниками. Сирийский проситель убежища рассказывает о «большом начальнике», у которого в России «есть связи с таможней и другими чиновниками, работающими на границе». Ведущий следствие Антти Сааринен подтверждает, что слышал об этом от многих допрашиваемых. Конкретнее личность «большого начальника» не раскрывалась.
«Как с этим человеком можно было связаться, узнавали ли часы работы погранпункта или ещё какую-нибудь информацию, этого мы не знаем».
В последний день февраля поток просителей убежища резко прекратился. Это произошло примерно через неделю после того, как президент Владимир Путин приказал ФСБ разобраться с этой проблемой. В Кандалакше полиция разогнала беженцев, ожидавших свою очередь в Финляндию в отелях. Однако это не означает, что на этом всё закончилось, считает помощник главы погранслужбы Юсси Сайнио.
«Мы по-прежнему готовимся к тому, что ситуация может ухудшиться. Когда наступит лето, когда растает снег, возможно, некоторые будут пытаться пересечь границу с Финляндией в неположенных местах, если через пункты пропуска не будет получаться. Нужно готовиться ко всему».
— То есть это есть серьёзная угроза?
— Да, вполне возможно.