Даже сейчас, с визами, трое из десяти грузинских туристов приезжают в ЕС в поисках заработка. А еще есть перебравшиеся в ЕС грузинские воры в законе. Но внешнеполитическая целесообразность перевесила эти соображения — важнее было наградить и поощрить страну, которая в течение 25 лет при всех без исключения правительствах искренне и неуклонно стремилась на Запад.
Еврокомиссия обратилась к Совету глав государств и правительств ЕС, а также Европарламенту с официальной рекомендацией включить Грузию в список стран, граждане которых имеют право посещать с кратким визитом государства Шенгена без виз. В истории ЕС еще не было случая, чтобы после такого обращения не принималось позитивного решения. А это значит, что чуть раньше или чуть позже, но двери Европы широко откроются для грузинских граждан. Они смогут находиться и свободно передвигаться в Шенгенской зоне по 90 дней за полгода.
Грузия прорывалась к безвизовому режиму с ЕС в течение многих лет. Еще с тех пор, как в 1999 году покойный премьер-министр Зураб Жвания торжественно объявил в Страсбурге на церемонии вступления Грузии в Совет Европы: «Я грузин, а значит — европеец!» Через месяц президент Эдуард Шеварднадзе сказал в интервью западным СМИ: «В 2005 году Грузия постучится в двери НАТО».
Разумеется, в эти дни с разных грузинских трибун звучит немало слов о «вековом цивилизационном стремлении», «общеевропейской идентичности», «последней гавани после 3000-летнего плавания корабля грузинской государственности» и так далее. Но самое интересное тут все же контекст решения руководства ЕС, его причины и последствия.
Лидеры Евросоюза пошли на столь важный для Грузии шаг в тот самый момент, когда Европа, по оценке многих, задыхается от наплыва мигрантов с Ближнего Востока, а незаконная миграция угрожает жизненному уровню европейцев и подрывает основы Европейского союза. Когда многие страны ЕС подумывают о восстановлении межгосударственных границ, когда быстро растет популярность антимигрантских и евроскептичных партий, а Великобритания обсуждает возможность выхода из ЕС. Именно в этот момент руководство ЕС обещает отменить визы для грузин уже с лета текущего года.
Геополитическая калькуляция
Очевидно, что в Европе понимают, что отмена грузинам виз для посещения ЕС связана с определенными рисками. Уже сейчас трое из десяти грузин, впервые въезжающих в ЕС с туристической визой, на самом деле едут в Европу в поисках заработка. Их пока трое, а не восемь из десяти лишь потому, что получить шенгенскую визу сейчас невозможно без банковской справки о стабильных доходах «европейского уровня» в течение последних двух лет, недвижимости, профессиональной востребованности на родине и так далее.
Естественно, французский, немецкий или испанский пограничник может потребовать у приезжего грузина с новеньким, нетронутым паспортом все те же справки, которые он раньше должен был представлять в тбилисское посольство для визы. Но завернуть человека из посольского квартала Крцаниси, что в пригороде грузинской столицы, — одно, а отказать ему во въезде непосредственно на границе гораздо сложнее. В конце концов, в отличие от беженцев с Ближнего Востока они ведь не через турецко-греческую границу прорывались, а прилетели из страны, с которой ЕС официально оформил безвизовое соглашение. Ну и нейтральные зоны европейских аэропортов не безразмерны. Хотя бы по этой причине невозможно отказать всем или, по крайней мере, большинству из тех, кто приехал в Европу впервые с очевидной целью найти работу. А в некоторых регионах Грузии безработица достигает 40–50%.
Тем не менее внешнеполитическая целесообразность все-таки перевесила эти соображения. Евросоюзу нужно было создать прецедент награждения и поощрения маленькой страны, которая в течение 25 лет при всех без исключения правительствах искренне и неуклонно стремилась на Запад! Страны, упорно идущей по этой скользкой дороге, несмотря на все риски, проблемы, трудности, порой бомбы и ракеты, пускай даже последние выросли именно из евроатлантической ориентации и желания вступить в НАТО.
Менялись власти, но Грузия ни разу за последние четверть века не отказалась от декларированного курса, не отзывала (в отличие от Украины времен Януковича) из Брюсселя заявление о вступлении в НАТО, постоянно посылала довольно крупные (в сравнении с масштабом страны) контингенты в Ирак, Косово, Афганистан, ЦАР. Нередко грузинские контингенты были многочисленнее, чем из государств — ветеранов НАТО.
Наконец, год назад Грузия приняла абсолютно иррациональное решение: по требованию ЕС ввела визовый режим для приезжих из стран Азии и Африки, потеряв на этом 30–40% доходов от туризма, мелкого бизнеса и учебы студентов из Пакистана или Бангладеш. Мотив: желание получить безвизовый режим с ЕС, невзирая на все потери.
Грузинский облик Европы
Принять Грузию в НАТО невозможно из-за опасности нового военного конфликта с Россией. Но вообще ничего не делать и ничем не ответить на многолетнее стремление постсоветской страны тоже неудобно. В конце концов, престиж, ответственность и цивилизационная привлекательность — это не только абстрактные понятия и должны периодически подтверждаться конкретными шагами во внешней политике. Особенно если речь идет о конкуренции с другими центрами силы.
Но почему не Украина, которая все еще не сходит с газетных полос и европейских телеэкранов? Вряд ли это объясняется только тем, что Киев не смог выполнить «домашнее задание по визалиберализации», а вот Тбилиси, согласно заявлению еврокомиссара Йоханнеса Хана, «постарался на высшую оценку». Скорее главная причина в том, что Украина воюет здесь и сейчас, а в Грузии в результате пятидневной войны, как это ни странно, установился довольно прочный статус-кво — равновесие на многие годы вперед, сломать которое уже очень нелегко.
Кроме того, Украина в десять раз больше Грузии по населению. Ввести безвизовый режим для поощрения многолетней лояльности для Грузии с населением 3,6 миллиона гораздо легче, чем для 42-миллионной Украины. В таких масштабах проблемы преступных синдикатов и грузинских гастарбайтеров (приезжающих, кстати, без семей, то есть в расчете рано или поздно вернуться домой) не столь катастрофичны и вполне решаемы.
Привлекательность Европы за последние годы основательно поблекла из-за ее бессилия как-либо повлиять на основные события на постсоветском пространстве — та же пятидневная война, Крым, Донбасс, Будапештский меморандум, превратившийся в листок бумаги. Нужны были какие-то конкретные меры, чтобы ее освежить, вернуть веру в достижимость далекого идеала. Отмена визового режима с Грузией как раз оказалась одним из таких шагов — связанным с наименьшими рисками и потерями.