Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Как Путину снова сделать Россию великой

© AP Photo / Pavel GolovkinПрезидент РФ Владимир Путин на церемонии возложения венков к Могиле Неизвестного Солдата в Москве
Президент РФ Владимир Путин на церемонии возложения венков к Могиле Неизвестного Солдата в Москве
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Когда Россия два года тому назад присоединила Крым, президент Барак Обама пренебрежительно назвал ее региональной державой, действующей «с позиции слабости». Это явная недооценка, однако склонность к конфронтации в государственной политике и давление на соседей принижает ее достоинство. Если Россия будет больше сотрудничать на международной арене, она сможет стать великой державой.

Когда Россия два года тому назад присоединила Крым, президент Барак Обама пренебрежительно назвал ее региональной державой, действующей «с позиции слабости».

Это явная недооценка, однако склонность к конфронтации в государственной политике и давление на соседей принижает ее достоинство. Если Россия будет больше сотрудничать на международной арене, она сможет стать великой державой.

Объявление президента Владимира Путина о сокращении военной группировки в Сирии указывает на то, что Россия начинает осознавать это.

Россию нельзя недооценивать. По размерам своей территории она в два раза превосходит Америку. Вместе две эти страны обладают 90% всего ядерного оружия в мире. По своей численности российские вооруженные силы равны французским, немецким, итальянским и японским вместе взятым.

В 2014 году размер российской экономики чуть-чуть уступал Италии, а объем ВВП на душу населения у нее был на две трети больше, чем в Китае. В том году по добыче нефти Россия почти догнала Саудовскую Аравию, а по объемам добычи газа она на две трети превзошла Америку.

В определенном смысле Россия является готовой к сотрудничеству великой державой. Она помогла оказать давление на Иран в целях заключения ядерной сделки в рамках группы 5+1. У России есть соглашения по ядерному оружию с Соединенными Штатами, и она оказывала тыловое содействие войскам НАТО в Афганистане. Москва работает с другими нефтедобывающими странами, пытаясь остановить падение цен на нефть, и осуждает Северную Корею за ее угрозы применить ядерное оружие.

Однако неблагоразумные действия уменьшают российское влияние.


Экономическая политика с опорой на государство и коррупция подрывают власть закона и умаляют позиции Москвы в Группе 20. Война против Украины отдалила от России страну, имеющую с ней давние культурные и этнические связи, а Запад ввел против нее такие санкции, какие раньше невозможно было себе представить.

Нанося удары по умеренным повстанцам в Сирии, Россия усилила свою изоляцию от Запада. Москва без нужды рискует, чрезмерно реагируя на действия Турции, сбившей российский самолет, распространяет ложные обвинения о «насилии мигрантов» в Германии, помогает ультранационалистическому «Национальному фронту» во Франции и поддерживает выход Британии из Европейского Союза.

Очень редко случается такое, чтобы великая держава одновременно ставила под угрозу важные взаимоотношения с таким большим количеством стран.

Российская элита ошибочно считает, что международную систему приводит в движение цинизм иностранных лидеров и их стремление к расширению власти, и что Кремль в такой ситуации может манипулировать ими или купить их. У нее неверное представление о процветании на Западе ценностей, таких как свобода, и о роли добровольных структур, таких как Европейский Союз и НАТО. Кремль пытается укрепить народную поддержку со стороны общества, изобретая в этих целях внешних врагов, что усиливает его внешнеполитические проблемы и вызовы.

Преодолеть эти проблемы будет нелегко, и здесь поучительными и полезными могут оказаться примеры сотрудничества других великих держав.

Европейский Союз является демократическим и процветающим, а обретающее свои очертания Транстихоокеанское партнерство расширит торговлю в этом огромном регионе. В то же время, Россия становится все менее демократической и оказывает давление на соседей, требуя от них присоединения к протекционистскому Евразийскому экономическому союзу.

У западных стран хорошие отношения с соседями, а Россия ведет со своими соседями бесполезные войны (в 2008 году с Грузией, а сейчас с Украиной).

Открытые дебаты помогают демократическим странам развивать политику консенсуса, а у России это выгодное преимущество отсутствует. Неверно истолковав восстание Майдана как американский заговор, многие россияне были удивлены яростным сопротивлением Украины агрессии и единством Европы в вопросе санкций. Российские руководители недооценили силу народного стремления к переменам — как за рубежом, так и у себя в стране.


Сотрудничество с другими странами не означает отказ от независимости. Франция, например, высоко ценит свою свободу действий, однако активно сотрудничает с другими государствами. В декабре прошлого года она вполне успешно провела конференцию ООН по климатическим изменениям, и вместе с другими странами начала военную кампанию против «Исламского государства».

Россия, напротив, находится в одиночестве, и мир о ней — невысокого мнения, о чем свидетельствует социологический опрос, проведенный в августе прошлого года исследовательским центром Pew.


Китай, несмотря на авторитарное правление, уже несколько десятилетий осуществляет экономические реформы в целях построения конкурентоспособной и диверсифицированной экономики. Но в России реформы отстают, из-за чего эта страна чрезмерно зависит от сырьевого экспорта и от нестабильных цен на это сырье. Некоторые российские лидеры сосредоточены на краткосрочных целях — сохранить свою власть и отдать ресурсы в руки своим близким друзьям — и при этом не занимаются вопросами государственного строительства.

Россия также могла мы укрепить свое положение и авторитет в мире, борясь за справедливый международный порядок и большую открытость. Стремясь к сохранению статус-кво, она утверждает, что защищает государственный суверенитет, но при этом нападает на слабых соседей. Она не в силах обеспечить создание более уступчивой международной системы, которая дала бы ей особые привилегии и права вето.


Москва настораживает других, пытаясь ослаблять те страны, которые считает своими врагами. Из-за двуличия во внешней политике Россия является трудным партнером, несмотря на свой умелый и опытный дипломатический корпус.

Недавно министр иностранных дел Сергей Лавров заметил, что «соперничество в борьбе за формирование мирового порядка в 21-м веке усилилось». Он прав. В связи с этим Москве следует больше уважать интересы других и отказываться от глубоко укоренившихся привычек — таких, как недоверие к внешнему миру.


У России есть масса возможностей укрепить свой статус великой державы. Она может возглавить процесс мирного развития арктического региона, где наблюдается потепление. Вместе Россия и Китай могут раскрыть потенциал Евразии как конкурентоспособного торгового коридора и источника энергоресурсов. В Сирии Россия может жестче надавить на режим Асада, чтобы тот соблюдал соглашение о прекращении огня, а также добиться политического урегулирования на базе переговоров, чтобы создать в этой стране более стабильную и всеохватывающую систему государственного управления.

Если Россия будет активно преследовать эти цели, никто не осмелится пренебрежительно называть ее региональной державой.

Уильям Кортни — старший научный сотрудник некоммерческой общественной организации RAND Corporation и бывший посол США в Казахстане и Грузии.
Дональд Дженсен — старший научный сотрудник Центра трансатлантических отношений Школы перспективных международных исследований при университете Джона Хопкинса.