Не менее 60 человек погибли в ходе боев в конфликте между Азербайджаном и Арменией. Они оказались наиболее ожесточенными со времен перемирия 1994 года, когда конфликт между соседними государствами был «заморожен». Казалось, что к минувшей среде напряженность спала, но совершенно ясно, что вооруженный конфликт между азербайджанцами и армянами уже «разморожен». На карту поставлено будущее сложного и уязвимого региона, в котором доминирует Кремль, и который раздирают более серьезные евразийские политические и идеологические противоречия.
По всей видимости, администрация Обамы считает, что армяно-азербайджанский конфликт существует в вакууме и никак не связан с напряженностью в регионе и с той деструктивной ролью, которую играет путинская Россия. Вашингтону пора бы увидеть, что Москва — не решение этой проблемы, а ее часть, и взять на себя ведущую роль в мирном урегулировании конфликта.
Сегодня эскалация конфликта происходит не без причин: ситуация на Кавказе становится все более неустойчивой. С начала 1990-х годов армяно-азербайджанский конфликт находится в центре региональных политических разногласий. Москва поддерживала Армению, и в результате неразрешенного конфликта Армения оставалась в числе верных сторонников Москвы. Это привело к отчуждению Азербайджана, который в ответ объединился с Турцией и Западом. Иран, опасающийся Азербайджана как богатого нефтью светского государства, добивающегося расположения США, объединился с Арменией и Россией.
Затем наступила «перезагрузка» отношений президента Обамы с Россией, которая казалась поощрением Москвы за ее агрессию против Грузии в 2008 году. Совсем недавно Барак Обама отказался прислушаться к советам членов своего кабинета и не стал особо препятствовать действиям России, расчленившей Украину и оказывающей поддержку режиму Асада в Сирии.
Когда в прошлом году российские военные корабли с акватории Каспийского моря начали стрелять крылатыми ракетами по Сирии, политика постсоветского пространства и Ближнего Востока начала превращаться в единое целое. Конфронтация между Турцией и Россией ускорила этот процесс, поскольку Азербайджан занял сторону первой, а Армения объединилась со второй.
Проблемы Путина в регионе усугубляются тем, что Азербайджан я— единственная страна, которая граничит и с Россией, и с Ираном, что имеет особое значение при создании коридора между Востоком и Западом, соединяющего Европу с Центральной Азией и не только. Контроль над этой артерией является существенной составляющей имперских планов Владимира Путина. На протяжении многих лет отношения между Азербайджаном и США были прохладными, так как Азербайджан не устраивало то, что США не участвуют в решении вопросов безопасности в регионе, и Вашингтон уделял повышенное внимание нарушению в Азербайджане прав человека. Но в прошлом году в отношениях двух стран началось потепление.
Для обсуждения политических и военных связей в Азербайджане побывали несколько американских делегаций высокого уровня, к тому же возобновились переговоры между Баку и Евросоюзом о стратегическом партнерстве. В качестве жеста доброй воли Азербайджан освободил десятки политзаключенных, а администрация Обамы сделала ответный шаг, пригласив президента Азербайджана Ильхама Алиева (а также президента Армении Сержа Саргсяна) в Вашингтон.
Поэтому неудивительно, что Путин использует неразрешенный конфликт, попытавшись ослабить эту соседнюю страну, как он это делает на Украине. Мало кто сомневается в скрытых способностях Москвы так поступить. Примечательно, например, что эскалация конфликта 2014 года совпала с попытками Путина вытеснить Францию и США из мирного процесса путем проведения в одностороннем порядке саммита в Сочи. В этом же году возобновление вооруженных столкновений совпало с саммитом по ядерной безопасности, который проводил Обама, и с визитом Алиева в Вашингтон — первым за последние десять лет. Путину выгодно напоминать обеим сторонам (и Западу) о том, что он может устроить еще больший хаос в регионе — и без того уже страдающем от конфликта — если они не будут играть по его правилам.
В ходе последних боев Азербайджану впервые за 20 лет удалось вернуть контроль над спорной территорией. Возможно, он захочет большего, и не исключено, что Армения захочет нанести ответный удар и свести на нет эти успехи. Так что за последний год президентства Обамы мы прекрасно видим еще большую эскалацию конфликта на Кавказе. Однако все это время администрация Обамы упорно повторяет легенду о том, что в отношении армяно-азербайджанского конфликта они с Россией «придерживаются одних и тех же взглядов», как выразился американский участник мирного процесса дипломат в ранге посла Джеймс Уорлик (James Warlick).
Политика отрицания, которую сегодня проводят Соединенные Штаты, указывает лишь на то, что Вашингтон не воспринимает этот регион всерьез. Если Америка хочет предотвратить полномасштабную войну на Кавказе, она должна взять на себя серьезную дипломатическую инициативу и привлечь к решению этой проблемы и Армению, и Азербайджан. А это может произойти только в том случае, если Вашингтон признает, что Кавказ является частью длинной дуги конфликтов — от Украины до Сирии. И что интересы США абсолютно противоположны интересам Владимира Путина.
Сванте Корнелл — директор Института Центральной Азии и Кавказа Школы передовых международных исследований при университете Джона Хопкинса. Автор книги «Азербайджан за годы независимости» (Azerbaijan Since Independence), вышедшей в 2011 году в издательстве ME Sharpe.