Путин разрешил авторитарному Кадырову свободно действовать в своем регионе, лишь бы в Чечне поддерживалась спокойная обстановка.
Президент России Владимир Путин сообщил в конце марта, что он за то, чтобы Рамзан Кадыров остался главой Чеченской Республики. Это никого не удивило. Кадыров был доверенным лицом Путина с тех пор, когда его отца, возглавляющего республику, убили весной 2004 года. Путин разрешил деспоту Кадырову свободно распоряжаться делами региона, лишь бы он обеспечивал спокойствие в Чечне, а крайние исламисты находились под контролем.
Многих, тем не менее, удивила резкость публичного заявления Путина, когда он отметил, что законы России должны соблюдаться и в Чечне, а чеченским чиновникам необходимо сотрудничать с чиновниками федеральных структур.
Этот очевидный факт, но все-таки здесь нужны разъяснения. Путину явно было необходимо вмешаться в ситуацию, в том числе и публично. В Москве многие чиновники так называемых силовых ведомств были явно рассержены самоуправством Кадырова. Ситуацию ухудшало то, что люди Кадырова и в Москве вели себя так, как захотят.
По некоторым оценкам, за этим стоят столкновения силовых группировок в Москве, в которых Кадыров играет значительно меньшую роль, чем то, как об этом сообщается в прессе.
Раздражение московской элиты возросло, когда Кадыров опубликовал видео, в котором представитель оппозиции Михаил Касьянов был изображен в прицеле снайперской винтовки. Чеченцев уже назвали причастными к убийству оппозиционера Бориса Немцова в феврале прошлого года. Вскоре после появления видео с прицелом в Касьянова бросили тортом. И в этом тоже подозреваются чеченцы.
Немцов был вице-премьером в 1990-е, а Касьянов был премьер-министром во время президентства Путина. То есть речь идет не только о главах оппозиции, но и о бывших лидерах, попавших в немилость.
Аркадий Островский вспоминает в своей книге «Изобретение России» (The Invention of Russia), что после расстрела в 1953 году Лаврентия Берия, входившего в круг приближенных диктатора Иосифа Сталина, находящиеся у власти перестали бояться за свою жизнь. Домашние аресты, задержания, ссылки послами в другие страны или конфузные ситуации для них все же продолжались.
Нынешняя ситуация едва ли радует представителей элиты в Москве.
Против Кадырова нет доказательств, за исключением видео с прицелом, но и сильное подозрение должно было стать достаточным аргументом для того, чтобы Путин начал успокоить элиту. Особенно когда стало очевидно, что предстоящие перестановки в силовых структурах добавят нервозности.